• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.

Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349

E-mail: izangieva@hse.ru

Руководство
Руководитель департамента Зангиева Ирина Казбековна
Научный руководитель Чепуренко Александр Юльевич
Заместитель руководителя Стребков Денис Олегович
Заместитель руководителя Большаков Никита Викторович

Новые методы и новые «игроки» в социологии

22 февраля в Высшей школе экономики прошла V научно-практическая конференция «Социологические методы в современной исследовательской практике», посвященная памяти первого декана факультета социологии ВШЭ Александра Крыштановского. О работе конференции рассказывает заведующая кафедрой методов сбора и анализа социологической информации Ирина Козина.

22 февраля в Высшей школе экономики прошла V научно-практическая конференция «Социологические методы в современной исследовательской практике», посвященная памяти первого декана факультета социологии ВШЭ Александра Крыштановского. О работе конференции рассказывает заведующая кафедрой методов сбора и анализа социологической информации Ирина Козина.

— Ирина Марксовна, чем была примечательна нынешняя конференция?

— Прошедшая конференция — пятая по счету, но впервые она оказалось настолько масштабной. Буквально за четыре недели, в течение которых конференция анонсировалась, мы получили почти четыреста заявок из более чем пятидесяти городов, причем не только российских — от Магадана и Владивостока до Краснодара и Ставрополя, но и из Украины, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии. Общее количество полученных тезисов выступлений — 259. Это, на мой взгляд, подтверждение актуальности и огромного интереса к методной тематике и свидетельство активного развития эмпирической социологии как в столице, так и во многих регионах России.

Развитие методов исследования происходит применительно к предметным областям, то есть неразрывно связано с практикой. Поэтому главная идея конференции — определить основные потребности, проблемы и подходы в современных исследованиях российской реальности и представить развитие методов в интеграции с предметными областями. Выбирая тему, мы хотели сделать некий срез исследовательских практик, понять их современное состояние и направления развития.

С этим связана и другая особенность конференции — в ней приняли участие многие представители «смежных»областей:маркетологи, социолингвисты, психологи, политологи, математики, даже программисты, работающие над процедурами анализа текстов. Мы видим в этом правильный тренд и надеемся, что наш профессиональный круг будет и дальше расширяться. Стратегическая цель — создание на базе Высшей школы экономики, факультета социологии и нашей кафедры постоянной площадки для профессионального общения специалистов, применяющих и развивающих методы социальных эмпирических исследований. Проведение конференции — один из способов формирования такого профессионального сообщества. А еще среди участников было много молодежи, что не может не радовать — смена будет.

— Какие методологические проблемы оказались в центре внимания на конференции?

— Если исходить из содержания полученных тезисов, можно отметить тенденцию сокращения удельного веса традиционных методов социологических исследований, связанных с технологиями опросов face to face — этот тезис прозвучал, в том числе, в докладе заведующего базовой кафедрой в ВШЭ и генерального директора «ГфК-Русь»Александра Демидова. С появлением новых источников и, в частности интернета, наблюдается большой интерес к методологии анализа текстов и онлайн-исследованиям. С другой стороны, происходит активное развитие качественных методов, которые применяются в самых разных предметных областях. Соответственно, на конференции были сформированы секции «Анализ неструктурированной информации в социологических исследованиях:запрос на методологию»и «Качественные методы». Применению актуальных математических моделей в социологии была посвящена секция «Измерение и анализ данных».

Большой интерес вызвала работа секции «Методы исследования рынков», на которой в основном были представлены выступления специалистов различных исследовательских фирм. Эти доклады продемонстрировали широкий спектр методов от традиционных и до экзотических подходов нейронауки, которые применяются сегодня при изучении рынков и потребительского поведения.

А самыми обширными по тематике были секции «Методологические проблемы эмпирического социологического исследования»и «Методические эксперименты». На первой рассматривались методологические подходы к исследованиям различной тематики. На второй было собрано все, что касается методик и процедур конкретных эмпирических исследований, собственных и заимствованных. Например, большой интерес вызвал доклад Игоря Задорина (руководителя исследовательской группы ЦИРКОН) «Метод социального эксперимента, или как мы «обогащали»общественное мнение»о попытке применения этой, известной за рубежом, но не в России, технологии «обогащения общественного мнения».

— По завершении секционных заседаний на конференции было запланировано несколько круглых столов. О чем шла речь на них?

— На круглых столах обсуждались более узкие методные проблемы, актуальные для исследовательской практики. Один из круглых столов был посвящен теме отбора объектов исследования в качественной перспективе. По сути, речь шла о том, что такое репрезентативность в качественном исследовании, как она понимается и определяется, каков практический опыт подобного отбора. Круглый стол «Возможности автоматизированного исследования неструктурированной информации»стал продолжением секции по анализу текстов, и выступали на нем в основном программисты. Наконец, на круглом столе «Онлайн и оффлайн методы исследования обыденного знания о социальном мире:результаты и перспективы»обсуждались результаты разработки теоретических основ и методического инструментария исследования обыденного знания о социальном мире. Соответствующее исследование провел коллектив сотрудников кафедры анализа социальных институтов.

— При изучении программы конференции бросилось в глаза отсутствие докладов, посвященных исследованиям общеполитических процессов. Чем это можно объяснить?

— Действительно, тема политических процессов и гражданского общества представлена скудно, всего 5 заявок из 259. Что вам на это сказать? Явление вполне закономерное — люди дистанцируются от политики, трудно изучать то, чего нет. Хотя тема солидаризации и гражданской активности, например, в интернет-пространстве, представляется мне интересной и актуальной.

Но применительно к конференции я бы отметила другой факт:широко представлено поле социальной политики — исследования молодежи, семьи, социального неравенства. Эта тематика занимает третье место по общему числу заявок после проблем системы образования и исследования рынков. И еще одно наблюдение:помимо вузовской науки, академических учреждений и опросных фирм, на поле социологических исследований появляются новые «игроки». Довольно много заявок пришло от социологов из регионов, работающих в государственных и негосударственных организациях социальной направленности — центрах социального обслуживания, психологической помощи и других. Возможно, что эти новые исследовательские структуры «на местах»приходят на смену широкой сети заводской социологии, существовавшей в советское время.

— Как будут оформлены результаты конференции? И где можно будет ознакомиться с представленными на ней докладами?

— Сначала мы предполагали, что, как обычно, выпустим сборник тезисов, но после рецензирования и отбора решили, что гораздо полезнее будет издать сборник материалов конференции, то есть превратить самые интересные тезисы в полноценные статьи. Что касается самой конференции, то в связи со столь стремительным ростом числа ее участников, нам, возможно, стоит задуматься об изменении формата. Возможно, она будет не ежегодной, но более длительной, чтобы как можно больше участников получили возможность выступить с докладами.

— В какой степени проблемы, о которых говорилось на конференции, находят отражение в образовательных программах вузов социально-экономического направления?

— Вышка здесь лидер, и это не простой реверанс в сторону нашего университета, а факт, который подтверждается количеством учебных часов по методологии и методам социологических исследований, которые мы даем студентам в рамках своих оригинальных учебных планов, солидной математической подготовкой, востребованностью предлагаемых методных курсов по выбору — и не только на факультете социологии, но практически на всех факультетах университета. Мы также предлагаем форматы своих методных курсов другим университетам, но здесь есть трудности, поскольку специалистов по методам, исследователей, способных грамотно применить их в конкретной области, а тем более самим развить методологию, у нас не так уж много.

— Как этот «дефицит»методологов сказывается на качестве проводимых исследований? Нередко можно услышать упреки в том, что результаты и даже методология исследований «подгоняются»под ожидания заказчиков.

— Это традиционная претензия к эмпирическим исследователям и методологам, и в профессиональном сообществе давно идут разговоры о необходимости профессионального контроля за качеством исследований, о необходимости обязательного предоставления информации о выборке и процедурах, на которых конкретное исследование было построено. Это вещи, вполне принятые за рубежом. Я могу сослаться на собственный опыт подготовки статьи для журнала International Sociology:рецензенты требуют не только подробнейшего описания методики исследования, но и массива данных для проверки алгоритма использованной модели. Критерии качества, критерии добросовестности должны задаваться и контролироваться профессиональным сообществом — по-другому не получится.

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука