• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.

Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349

E-mail: izangieva@hse.ru

Руководство
Руководитель департамента Зангиева Ирина Казбековна
Научный руководитель Чепуренко Александр Юльевич
Заместитель руководителя Стребков Денис Олегович
Заместитель руководителя Большаков Никита Викторович

Социология образования от Марии Юдкевич

22 апреля на факультетском семинаре Лаборатории экономико-социологических исследований выступила Мария Юдкевич с докладом  «Российская академическая профессия в сравнительной перспективе: 1992-2012» по материалам одноименной статьи, написанной в соавторстве с Елизаветой Сивак («Форсайт», т.7, № 3, 2013). 

В работе делается попытка выявить, какие изменения в академической профессии произошли за 20 лет так называемого «переходного процесса», связанного с общими изменения в стране и реформами в сфере высшего образования. В основе данного исследования лежит предположение о наличии системы дуального контроля, осуществляемого в вузах: с одной стороны, преподаватели и исследователи контролируются администрацией (вертикальная власть), с другой – научным сообществом (горизонтальная власть).

В основу работы были положены два исследования, посвященные академической профессии: Carnegie Study (1992) и Changing academic profession study (2012). Объектом анализа стали преподаватели российских вузов, им задавались вопросы об их приоритетах в науке и образовании, отношению к работе и аргументах в пользу ухода или сохранения места работы и о степени их влияния на принятие решений.

В ходе анализа результатов было обнаружено, что как в 1992 г., так и в 2012 г. участники исследования в большей степени тяготели к преподавательской деятельности, причем по этому показателю Россия является чемпионом среди других  стран, где интересы более равномерно распределяются между исследованиями и преподаванием; на противоположном же конце находится Норвегия. Вторым, важным показателем стало то, что в 1992 году более половины опрошенных отметили постоянное напряжение, связанное с работой в академической сфере, в то время как в 2012 таких ответов оказалось не более 15%. Особенно интересным в этом плане оказалось место России в системе координат, задаваемой уровнем испытываемого на работе стресса, и уровнем удовлетворенности от работы: наша страна находится в точке, показывающей, что академическая работа особо «не напрягает», но и  удовлетворения практически не приносит.

Другая интересная динамика наблюдается в причинах отказа от места работы и мотивах остаться в университете. Так, в 1992 году 63% и 44% сотрудников увольнялись из-за низкой заработной платы и отсутствия ресурсов соответственно, а оставались люди из-за репутации вуза и отношений в коллективе (86% и 83% соответственно). К 2012 году ситуация значительно изменилась, и уже более 40% сотрудников ВУЗов стали отмечать уровень заработка и объем ресурсов в качестве причин сохранить место работы, а наиболее значимым основанием для продолжения работы в ВУЗе стал его регион расположения. Кроме этого автором была замечена еще одна тревожная тенденция: если ранее преподаватели считали, что их цель –подготовка хороших специалистов, то теперь основным приоритетом является усиление конкурентного потенциала страны на международном уровне, а значит – постепенная переориентация на академическую деятельность и «внешний» горизонтальный контроль.

Но есть в российской академической профессии и такие аспекты, которые остались неизменными. За 20 лет не произошло никаких изменений в оценке преподавателями собственного влияния на принятие решений в ВУЗе: они ощущают свое влияние (и то не большое) лишь на уровне кафедры. Это иллюстрирует вывод авторов о том, что в России ВУЗы представляют собой замкнутые системы с высокой степенью доминирования вертикального административного контроля. При этом Юдкевич в своем докладе заключает, что академическое сообщество пытается выстраивать механизмы защиты и игнорирования изменений, происходящих в образовании, и воспроизводство вертикальной системы контроля тормозит его развитие.

Результаты данного исследования вызвали довольно бурное обсуждение. Преподаватели и научные сотрудники ВШЭ выразили свое беспокойство относительно выводов исследования, были заинтересованы в поиске путей преодоления сложившейся ситуации. В ходе дискуссии основным вопросом стало усовершенствование модели внутривузовского контроля. В. Радаев высказал мнение, что в схему существующих способов контроля необходимо также ввести рынок, играющий сегодня значимую роль в академической сфере.  С. Барсукова высказала озабоченность существующим положением преподавателей в России, объяснив это тем, что помимо ориентаций и представлений преподавателей, есть жесткие формальные требования, требующие больших затрат времени и сил, и как в таких условиях публиковаться – совершенно не ясно. Так, в ходе обсуждения был сделан вывод, что академической профессии нужны хорошие ресурсы, без которых каждый конкретный университет будет существовать в замкнутой самодостаточной системе. 

Попова Полина, стажер-исследователь ЛЭСИ