Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.
Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349
E-mail: izangieva@hse.ru
Наша миссия – научить видеть, думать и действовать. Видеть – проблемы современного общества; изменения, происходящие в его социальной структуре. Думать – свободно, доказательно, открыто. Действовать – на благо обществу, осуществляя свои профессиональные проекты. Для этого мы стремимся к совершенству в преподавании и исследовательской деятельности, создавая атмосферу, благоприятную для обмена опытом и знаниями между преподавателями и студентами.
Гохберг Л. М., Дитковский К. А., Евневич Е. И. и др.
М.: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2025.
Journal of Adolescence. 2025.
Аристова Н. И., Чадеев В. М., Якимова О. А.
В кн.: УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КРУПНОМАСШТАБНЫХ СИСТЕМ MLSD'2024. ИПУ РАН, 2024. С. 308-312.
В работе делается попытка выявить, какие изменения в академической профессии произошли за 20 лет так называемого «переходного процесса», связанного с общими изменения в стране и реформами в сфере высшего образования. В основе данного исследования лежит предположение о наличии системы дуального контроля, осуществляемого в вузах: с одной стороны, преподаватели и исследователи контролируются администрацией (вертикальная власть), с другой – научным сообществом (горизонтальная власть).
В основу работы были положены два исследования, посвященные академической профессии: Carnegie Study (1992) и Changing academic profession study (2012). Объектом анализа стали преподаватели российских вузов, им задавались вопросы об их приоритетах в науке и образовании, отношению к работе и аргументах в пользу ухода или сохранения места работы и о степени их влияния на принятие решений.
В ходе анализа результатов было обнаружено, что как в 1992 г., так и в 2012 г. участники исследования в большей степени тяготели к преподавательской деятельности, причем по этому показателю Россия является чемпионом среди других стран, где интересы более равномерно распределяются между исследованиями и преподаванием; на противоположном же конце находится Норвегия. Вторым, важным показателем стало то, что в 1992 году более половины опрошенных отметили постоянное напряжение, связанное с работой в академической сфере, в то время как в 2012 таких ответов оказалось не более 15%. Особенно интересным в этом плане оказалось место России в системе координат, задаваемой уровнем испытываемого на работе стресса, и уровнем удовлетворенности от работы: наша страна находится в точке, показывающей, что академическая работа особо «не напрягает», но и удовлетворения практически не приносит.
Другая интересная динамика наблюдается в причинах отказа от места работы и мотивах остаться в университете. Так, в 1992 году 63% и 44% сотрудников увольнялись из-за низкой заработной платы и отсутствия ресурсов соответственно, а оставались люди из-за репутации вуза и отношений в коллективе (86% и 83% соответственно). К 2012 году ситуация значительно изменилась, и уже более 40% сотрудников ВУЗов стали отмечать уровень заработка и объем ресурсов в качестве причин сохранить место работы, а наиболее значимым основанием для продолжения работы в ВУЗе стал его регион расположения. Кроме этого автором была замечена еще одна тревожная тенденция: если ранее преподаватели считали, что их цель –подготовка хороших специалистов, то теперь основным приоритетом является усиление конкурентного потенциала страны на международном уровне, а значит – постепенная переориентация на академическую деятельность и «внешний» горизонтальный контроль.
Но есть в российской академической профессии и такие аспекты, которые остались неизменными. За 20 лет не произошло никаких изменений в оценке преподавателями собственного влияния на принятие решений в ВУЗе: они ощущают свое влияние (и то не большое) лишь на уровне кафедры. Это иллюстрирует вывод авторов о том, что в России ВУЗы представляют собой замкнутые системы с высокой степенью доминирования вертикального административного контроля. При этом Юдкевич в своем докладе заключает, что академическое сообщество пытается выстраивать механизмы защиты и игнорирования изменений, происходящих в образовании, и воспроизводство вертикальной системы контроля тормозит его развитие.
Результаты данного исследования вызвали довольно бурное обсуждение. Преподаватели и научные сотрудники ВШЭ выразили свое беспокойство относительно выводов исследования, были заинтересованы в поиске путей преодоления сложившейся ситуации. В ходе дискуссии основным вопросом стало усовершенствование модели внутривузовского контроля. В. Радаев высказал мнение, что в схему существующих способов контроля необходимо также ввести рынок, играющий сегодня значимую роль в академической сфере. С. Барсукова высказала озабоченность существующим положением преподавателей в России, объяснив это тем, что помимо ориентаций и представлений преподавателей, есть жесткие формальные требования, требующие больших затрат времени и сил, и как в таких условиях публиковаться – совершенно не ясно. Так, в ходе обсуждения был сделан вывод, что академической профессии нужны хорошие ресурсы, без которых каждый конкретный университет будет существовать в замкнутой самодостаточной системе.
Попова Полина, стажер-исследователь ЛЭСИ