• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.

Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349

E-mail: izangieva@hse.ru

Руководство
Руководитель департамента Зангиева Ирина Казбековна
Научный руководитель Чепуренко Александр Юльевич
Заместитель руководителя Стребков Денис Олегович
Заместитель руководителя Большаков Никита Викторович

Можно ли спасти российскую легкую промышленность?

18 марта на семинаре Лаборатории экономико–социологических исследований ВШЭ с докладом «Можно ли спасти российскую легкую промышленность?» выступил заведующий Лабораторией Вадим Радаев.

Докладчик представил результаты проекта, выполненного в 2013 году по заказуАссоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Представленное исследование является уникальным, так как в России на сегодняшний момент не существует  работ, посвященных такой «непростой» отрасли, как легкая промышленность Что исследовалось? Что происходит с легкой промышленностью сегодня? О чем говорит эконом–социологическая теория в данном случае? Что в итоге предстоит делать в отношении легкой промышленности? Интересно, что именно в работах современных эконом-социологов авторы нашли ответы на многие вопросы, связанные с ключевыми проблемами российской легкой промышленности и ее положением в глобальных трендах.

В исследовании было использовано множество эмпирических данных и источников: интервью с экспертами отрасли, статистика Росстата, базы компаний RUSLANA и SPARK, опросы руководителей предприятий, данные исследований ИАПР НИУ ВШЭ и т.д. В ходе исследования были выявлены следующие особенности легкой промышленности в Росси: направленность на внутренний рынок и замкнутость отрасли; отсутствие инвестиций со стороны участников рынка и иностранных предприятий; зависимость от импорта сырья и готовой продукции (до 80% по отдельным показателям); низкая доля экспорта (5-6%); отсутствие инноваций.

Для объяснения происходящего с легкой промышленностью в глобальном контексте авторы применили мир-системный анализ И. Валлерстайна, теорию глобальных сетей поставок Г. Джереффи и концепцию новой торговой революции Г. Хэмилтона. По мнению докладчика, «наложение» теории на конкретный случай является довольно эффективным и дает свои результаты. Исследователи считают, что в современном обществе глобальное разделение труда дало новые витки: если торговый капитал в период становления капитализма перемещал товары, то современный торговый капитал вместе с товарными потоками перемещает производства. Легкая промышленность является отличным примером цепей поставок, управляемых покупателями.

Проанализировав историю формирования глобальных цепей поставок и роли участников цепи (Азия, Восточная Европа), авторы выявили следующие тенденции развития легкой промышленности: положительную динамику цен на натуральное сырье, реструктуризацию рынков сбыта, нестабильность конкурентных преимуществ, основанных на низкой стоимости трудовых ресурсов. Российскую легкую промышленность, по мнению Вадима Радаева, можно спасти только путем встраивания в цепи поставок со стороны сырья и сохранения ядра дееспособных текстильных предприятий с переориентацией их на производство синтетических материалов. Это означает не что иное, как смену  парадигмы в сырьевой политике, в основе которой дешевое отечественное нефтяное сырье и нефтехимическая промышленность. В заключение своего выступления, В. Радаев резюмировал, что проблемы легкой промышленности можно решить лишь за рамками легкой промышленности.

Выступление было с интересом воспринято аудиторией, не обошлось без вопросов, в частности: о плодотворности применения социологии в отношении легкой промышленности; закрытости отрасли как элемента укорененности институтов, а не структурной особенности; роли институтов в выживании отрасли в 1990-е (несмотря на все предпосылки ее безвозвратного угасания).Светлана Барсукова привела в сравнение пищевую промышленность, успешно привлекающую иностранных инвесторов, и не являющуюся закрытой. Несмотря на длительность дискуссии, все участники пришли к выводу о сложности и уникальности структуры и истории российской легкой промышленности. Однако вопрос о том,  открывать ли границы иностранному капиталу, или пытаться существовать самостоятельно, остался в подвешенном состоянии.

Анна Рябчикова