Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.
Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349
E-mail: izangieva@hse.ru
Наша миссия – научить видеть, думать и действовать. Видеть – проблемы современного общества; изменения, происходящие в его социальной структуре. Думать – свободно, доказательно, открыто. Действовать – на благо обществу, осуществляя свои профессиональные проекты. Для этого мы стремимся к совершенству в преподавании и исследовательской деятельности, создавая атмосферу, благоприятную для обмена опытом и знаниями между преподавателями и студентами.
Овчарова Л. Н., Аникин В. А., Куренной В. А. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Communist and Post-Communist Studies. 2024.
В кн.: Социальная теория и PR. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024. С. 116-144.
Докладчиками были представлены результаты исследования 397-ми статей, посвященных обсуждению вступления России в ВТО, в печатных изданиях страны. Отбор газет производился по тиражу издания, цитируемости, стоимости рекламной полосы, а в итоговый анализ попали: «Аргументы и факты», «Новая газета», «Ведомости», «Эксперт», «Комменсантъ», «Известия», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Российская газета». С помощью контент-анализа содержание статей сравнивалось по предмету вступления России в ВТО за два периода: до и после вступления.
Согласно результатам исследования, после присоединения России к ВТО дискуссия стала менее эмоциональной, но более пессимистичной и прагматичной, начали преобладать негативные оценки результатов членства в ВТО. Мнения сторон, ранее использующих множественную и поверхностную аргументацию, стали более обоснованными и детальными.
До вступления России в ВТО с поддержкой членства страны в этой организации наиболее активно выступали политики и чиновники, а с критикой — предприниматели, выражавшие сомнения в целесообразности условий вступления России в ВТО (при этом те представители бизнеса, кто был «за», вообще не высказывались — их все устраивало). После же вступления представители власти, сделав свое дело, стали выходить из пространства СМИ, а отраслевые бизнесы стали использовать критику ВТО в СМИ в качестве легитимной площадки для лоббизма, обосновывая требования государственной помощи и преференций необходимостью компенсировать урон, нанесенный членством в ВТО.
Журналисты, согласно результатам анализа, придерживались позиций, наиболее близких с политической ориентацией издания и использовали весьма абстрактную аргументацию для ее подкрепления; после вступления в ВТО их основные интересы сосредоточились на последствиях для потребителей.
Как отметила Светлана Барсукова, опросы общественного мнения о факте вступления России в ВТО показали, что жители России в своих оценках опирались на мнения и аргументы, которые были подсказаны им на страницах ведущих печатных изданий.
Анастасия Шершнева, портал ВШЭ