• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.

Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349

E-mail: izangieva@hse.ru

Руководство
Руководитель департамента Зангиева Ирина Казбековна
Научный руководитель Чепуренко Александр Юльевич
Заместитель руководителя Стребков Денис Олегович
Заместитель руководителя Большаков Никита Викторович

Россия в ВТО: дискуссия в российских СМИ

10 декабря на факультете состоялся семинар Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ «Россия в ВТО. Дискуссия в российских печатных средствах массовой информации», где выступили Светлана Барсукова, профессор кафедры экономической социологии, и Анастасия Коробкова, студентка 2-го курса магистратуры ВШЭ.

Докладчиками были представлены результаты исследования 397-ми статей, посвященных обсуждению вступления России в ВТО, в печатных изданиях страны. Отбор газет производился по тиражу издания, цитируемости, стоимости рекламной полосы, а в итоговый анализ попали: «Аргументы и факты», «Новая газета», «Ведомости», «Эксперт», «Комменсантъ», «Известия», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Российская газета». С помощью контент-анализа содержание статей сравнивалось по предмету вступления России в ВТО за два периода: до и после вступления.

Согласно результатам исследования, после присоединения России к ВТО дискуссия стала менее эмоциональной, но более пессимистичной и прагматичной, начали преобладать негативные оценки результатов членства в ВТО. Мнения сторон, ранее использующих множественную и поверхностную аргументацию, стали более обоснованными и детальными.

До вступления России в ВТО с поддержкой членства страны в этой организации наиболее активно выступали политики и чиновники, а с критикой — предприниматели, выражавшие сомнения в целесообразности условий вступления России в ВТО (при этом те представители бизнеса, кто был «за», вообще не высказывались — их все устраивало). После же вступления представители власти, сделав свое дело, стали выходить из пространства СМИ, а отраслевые бизнесы стали использовать критику ВТО в СМИ в качестве легитимной площадки для лоббизма, обосновывая требования государственной помощи и преференций необходимостью компенсировать урон, нанесенный членством в ВТО.

Журналисты, согласно результатам анализа, придерживались позиций, наиболее близких с политической ориентацией издания и использовали весьма абстрактную аргументацию для ее подкрепления; после вступления в ВТО их основные интересы сосредоточились на последствиях для потребителей.

Как отметила Светлана Барсукова, опросы общественного мнения о факте вступления России в ВТО показали, что жители России в своих оценках опирались на мнения и аргументы, которые были подсказаны им на страницах ведущих печатных изданий.

Анастасия Шершнева, портал ВШЭ