Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.
Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349
E-mail: izangieva@hse.ru
Наша миссия – научить видеть, думать и действовать. Видеть – проблемы современного общества; изменения, происходящие в его социальной структуре. Думать – свободно, доказательно, открыто. Действовать – на благо обществу, осуществляя свои профессиональные проекты. Для этого мы стремимся к совершенству в преподавании и исследовательской деятельности, создавая атмосферу, благоприятную для обмена опытом и знаниями между преподавателями и студентами.
Овчарова Л. Н., Аникин В. А., Куренной В. А. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Communist and Post-Communist Studies. 2024.
В кн.: Социальная теория и PR. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024. С. 116-144.
Эта школа – уже не первая. В чем заключалась преемственность и в чем - отличия от тех школ, которые проводились в прошлые годы?
Действительно, первую летнюю школу по исследованиям предпринимательства мы провели в 2009 г., и она – как и следующая, в 2010 г., - была сугубо российской (хотя к преподаванию привлекались зарубежные эксперты). По итогам этих двух школ мы убедились, что, с одной стороны, «рынок» академических исследований в России очень узок, и поэтому уровень познаний в области теории предпринимательства у студентов и аспирантов ряда российских вузов не позволяет строить работу школы с должным эффектом, с др. стороны, мы увидели, что наши студенты – в основном сотрудники научно-учебной лаборатории исследований предпринимательства – вполне готовы и нуждаются в бенчмаркинге со своими сверстниками из крепких европейских университетов. Поэтому в 2011 г. была проведена совместная школа с университетом Твенте (Нидерланды) – молодым. Но динамично развивающимся предпринимательским университетом. А в этом году к нашей «компании» присоединился Технический университет Берлин, так что она стала многосторонней. Этому способствовало и то, что среди преподавателей и слушателей оказались уже не только студенты и профессора университетов-организаторов, но и наши новые партнеры из Шеффилда (Англия) и Тринити-колледжа (Ирландия).
В чем, если можно так выразиться, квинтэссенция этой летней школы?
В том, если говорить кратко, что мы стремимся убедить студентов, что исследования предпринимательства (с использованием различных методов и подходов) – это, как говорит молодежь «круто». На это нацелена сама модель организации школы: сочетание индивидуальной подготовительной работы (будущие участники готовят к школе индивидуальные или групповые проекты по заранее согласованным темам), прослушивания лекций и участия в мастер-классах - с интенсивной работой по подготовке итоговых презентаций в смешанных международных группах.
Каков полезный выход для участников?
Во-первых, это новые знания и навыки: например, наши студенты больше подготовлены к количественному анализу данных, на основе которого строят свои презентации по различным аспектам теории предпринимательства, тогда как, скажем, голландские и немецкие студенты более сильны в обзоре литературы, стремятся использовать кейсы и т.д. Во-вторых, опыт общения с зарубежными профессорами и сверстниками – причем как в аудитории, так и в свободное время. В-третьих, культурные впечатления от новых стран и городов. Наконец, есть группа ExploringEntrepreneurship в Фейсбуке, где участники школы могут продолжать обмениваться впечатлениями, визуальными материалами (там, например, уже размещен видеорепортаж о школе), идеями, планами – т.е. начинает формироваться сеть alumni.
А было ли время на культурные впечатления? Судя по тому, что Вы говорите, студентам было не до них…
Конечно, чтобы получить какое-то количество кредитных единиц по итогам школы(а такая возможность в этом году у студентов Вышки появилась), каждый день участникам приходилось работать не менее чем по 8 часов – если к 7 лекциям и мастер-классам добавить еще посещение технопарка Адлерсхоф и встречу с участниками Европейской летней школы по устойчивому социальному предпринимательству. Но трудности закаляют… В то же время, в следующем году – исходя из пожеланий участников – мы обязательно подумаем об увеличении свободного времени для более интенсивной культурной программы. Хотя и в этот раз мы и Пергамон посетили, и на купол рейхстага поднялись, и пешеходную экскурсию по центру Берлина совершили. Успеть все нам помогла пунктуальность и организованность немецких хозяев-организаторов, которым мы очень благодарны. Как и всем преподавателям, которые приняли в ней участие в период своих летних отпусков.
Вы сказали – в следующем году… Значит, уже есть какие-то планы?
Конечно! Университет Шеффилда уже заявил о готовности принять школу в следующем году в Англии. Но, поскольку следующий год будет годом Нидерландов в России и России в Нидерландах, возможно, мы проведем ее, согласно пожеланиям голландских коллег, все-таки либо в Москве, либо в Энсхеде. Надеемся, что уже очень скоро эта школа станет действительно европейским сетевым проектом – с участием 3-5 университетов-соорганизаторов и с широким представительством студентов и аспирантов из самых разных стран Европы. Потому что сегодня эта площадка пока не заполнена.