Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.
Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349
E-mail: izangieva@hse.ru
Наша миссия – научить видеть, думать и действовать. Видеть – проблемы современного общества; изменения, происходящие в его социальной структуре. Думать – свободно, доказательно, открыто. Действовать – на благо обществу, осуществляя свои профессиональные проекты. Для этого мы стремимся к совершенству в преподавании и исследовательской деятельности, создавая атмосферу, благоприятную для обмена опытом и знаниями между преподавателями и студентами.
Овчарова Л. Н., Аникин В. А., Куренной В. А. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Communist and Post-Communist Studies. 2024.
В кн.: Социальная теория и PR. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024. С. 116-144.
Опрос был нацелен, прежде всего, на изучение образовательных стратегий студентов выпускных курсов (4 курс бакалавриата, 5 курс специалитета), обучающихся по направлению «Социология». Студенты-социологи составляют в выборке 40%; студенты 4 курса бакалавриата – 18%, студенты 5 курса специалитета – 24%.
На приглашение к исследованию откликнулись студенты более чем 200 вузов из 63 регионов России. Наиболее активно в исследовании приняли участие студенты Высшей школы экономики (13%), Тюменского (8%), Санкт-Петербургского (3%), Волгоградского (3%), Новосибирского (3%) государственных университетов, а также Пермского государственного национального исследовательского университета (3%).
Поступать или не поступать в магистратуру?
Как показали результаты опроса, планы студентов 4 курса бакалавриата и 5 курса специалитета относительно поступления в магистратуру существенно различаются. Так, почти половина студентов, обучающихся по программе бакалавриата, планируют
поступать в магистратуру своего вуза, еще 25% - в магистратуру другого вуза (в том числе, за рубеж). А вот среди студентов, обучающихся по программе специалитета, две трети не планируют продолжать обучение в магистратуре – чаще всего потому, что считают полученное образование уже достаточным для начала успешной карьеры. Кроме того, студентов 5 курса специалитета обучение в магистратуре отпугивает тем, что они не будут иметь возможности работать полный рабочий день.
Студенты 4 курса бакалавриата также хотели бы совмещать учебу и работу на полный день, но боятся, что не смогут этого сделать, учась в магистратуре. Другая причина в этой группе – желание сделать перерыв в обучении (на год и более) и затем поступать в магистратуру.
Поступление в магистратуру другого вуза в 54% случаев сопровождается сменой специальности респондента. Это связано, прежде всего, с возможностями, которые предоставляет новая профессия – возможностью самореализации, нахождения своего призвания, возможностью успешного трудоустройства, возможностью стать междисциплинарным специалистом.
Зачем поступать в магистратуру?
Большинство опрошенных рассматривают магистратуру как возможность расширить знания, полученные ранее в бакалавриате или специалитете.
70% студентов, обучающихся по программе бакалавриата, также отмечают возможность повысить свою конкурентоспособность
на рынке труда (среди студентов, обучающихся по программе специалитета, аналогичная доля составляет 56%). Почти четверть студентов 5 курса специалитета рассматривают магистратуру как подготовку к аспирантуре или к обучению в зарубежном вузе.
Какой вуз выбрать?
Критерии выбора вуза различаются в зависимости от принадлежности студента к той или иной группе. Тем не менее, наиболее значимые критерии выбора вуза одинаковы для всех студентов. Так, в первую очередь студенты выбирают вуз исходя из качества преподавания профильных дисциплин, возможности получения необходимых в работе практических навыков, а также ориентируясь на уровень профессорско-преподавательского состава.
Студенты, обучающиеся по программе специалитета, наряду с указанными характеристиками ценят возможность участия в научно-исследовательской деятельности, а также современность вуза и взаимодействие с зарубежными университетами.
Студенты, обучающиеся по программе бакалавриата, отмечали в качестве значимых характеристик престижность, известность вуза.
Более подробно вы можете ознакомиться с результатами исследования здесь .
Среди участников исследования была проведена лотерея, и 30 человек получили ценные призы.