• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.

Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349

E-mail: izangieva@hse.ru

Руководство
Руководитель департамента Зангиева Ирина Казбековна
Научный руководитель Чепуренко Александр Юльевич
Заместитель руководителя Стребков Денис Олегович
Заместитель руководителя Большаков Никита Викторович

Голос и мудрость масс: Зимняя школа - 2012

В первый день февраля тридцать пять студентов выпускных курсов из разных регионов РФ и СНГ приехали в НИУ ВШЭ, чтобы принять участие в ежегодной Зимней школе магистратуры факультета социологии.

 

Знакомство проходило как с физическим, так и с социальным пространством факультета, а социологи прекрасно понимают, насколько это связанные вещи. Факультет был открыт в обоих смыслах слова:  гости ознакомились со всеми электронными ресурсами Вышки, и в свободном режиме посетили секции конференции «Современная социология - современной России...» (Конференция памяти Александра Крыштановского; http://soc.hse.ru/news/47440707.html). На факультете их встречали и помогали сориентироваться Инна Прочухан, Алена Верескун и Саша Запольская.

В середине дня со слушателями школы встретился А.Ю. Чепуренко, декан факультета, который рассказал им как и об общих принципах магистерских программ ВШЭ, так и о специфике факультета социологии, который, как известно, предлагает сразу четыре разных магистерских программы. Однако главной темой было не столько содержание программ, сколько обсуждение наиболее распространенных мифов о «недоступности» Вышки, о невозможности поступить толковому студенту «с улицы». Существенное время декан уделил многочисленным вопросам участников Зимней школы, которые они задавали с позиций будущих абитуриентов магистратуры.

Конечно, настоящее знакомство с факультетом предполагает прямое общение с его преподавателями. Собственно оно и состоялось в подмосковном пансионате «Клязьма», где в течение 4-х дней участники получали мастер-классы от мэтров социологии, участвовали в круглых столах, организованных нынешними магистрантами, слушали презентации от руководителей магистерских программ. Важно отметить, что у каждого из перечисленных мероприятий была составляющая – неформальное общение вышкинцев с участниками Зимней школы, что для последних было не менее значимо. Это проявилось уже в первый же вечер, когда участники собрались в тесный круг, чтобы познакомиться, поделиться своими научными интересами, получить советы от коллег. Встречу открыли  сотрудники факультета социологии Иван Климов (кафедра анализа социальных институтов) и Денис Стребков (кафедра экономической социологии). Представляясь, они рассказали о своих интересах и исследованиях, чем, собственно, задали стиль дальнейшего знакомства, которое часто переходило в обсуждение разных исследовательских тем и проблем. Некоторые слушатели «признавались», что по первому образованию они не социологи, однако эта наука увлекает их настолько, что они хотели бы поступить в магистратуру ВШЭ. Были озвучены и более прозаические, но от того не менее серьезные, мотивы: социологическое знание необходимо для успешного развития карьеры в PR и маркетинге.

Несмотря на то, что у каждого было всего несколько минут, чтобы описать свои социологические изыскания, ведущие встречи в режиме «сеанса одновременной игры» успевали дать каждому короткий и содержательный совет. Забегая вперед, можно сказать, что именно такой простой и открытый подход пришелся участникам по душе и позволил им понять и дружескую атмосферу и академическую культуру, которые царят в Вышке.

Начиная со второго дня, когда Зимняя школа была официальна «открыта» первым проректором В.В. Радаевым, программа понеслась плотной чередой мероприятий. Самую большую магистерскую программу (Прикладные методы социального анализа рынков), которую ведут сразу две кафедры – методов и эконом. социологии - представил профессор Радаев. Он же затем провел мастер-класс по экономической социологии. Таким образом, Вадим Радаев явился участникам в «трех лицах»,  чего им, однако все равно оказалось мало: перед уходом проректора завалили вопросами. Интересовала и система выбора курсов, в частности границы «вакханалии свободы» ((с) В. Радаев): студенты посетовали, что в год можно выбрать только 6 дисциплин. Последовали объяснения, что в качестве вольного слушателя можно посещать неограниченное количество курсов, выбор же дисцплин, включаемых в индивидуальный план, должен быть ответственным.  Огромный интерес вызвала и анонсированная Радаевым конференция «Embeddedness and beyond Do Sociological Theories Meet Economic Realities» , которая состоится в октябре с участие мировых звезд экономической социологии.

Получив «ударную дозу» впечатлений по одному из самых перспективных направлений социологии, многие из участников задумались о том, как в срочном порядке подтянуть свои знания по методам, необходимым для учебы на программе ПМСАР. Однако и после перерыва на обед последовал рассказ, заставивший студентов вновь задуматься о том, что же такое социология и какое знание она может нам дать. Стимулом к такой рефлексии послужил рассказ И.Ф. Девятко о магистерской программе «Комплексный социальный анализ» и об исследовании по направлению «Folk sociology», цель которого – разработка основ нового подхода к исследованию нормативного, дескриптивного и объяснительного обыденного знания о социальном мире с использованием теорий «народной науки» и «наивного» специализированного знания и соответствующих методов исследования, разработанных в рамках когнитивной науки и смежных дисциплин.

Наконец настала очередь активного участия студентов в мероприятиях Зимней школы: разделившись на группы, они приступили к дискуссиям и групповой работе. Некоторые круглые столы проводили нынешние студенты магистратуры, которые не только могли передать те или иные социологические знания, но и поведать о некоторых «непрописанных» аспектах магистерских программ, на которых они обучаются.

Лидия Камальдинова (ПМСАР) провела круглый стол в форме проектной игры на тему «Мотивация к продолжению образования в магистратуре». Участникам было предложено спроектировать социологическое исследование. Цель – определить мотивы к продолжению образования после бакалавриата/специалитета в магистратуре, а также мотивы к отказу от продолжения образовательной траектории. В ходе проектной игры обсуждались актуальность исследования, цель, задачи, конструирование выборки, методы сбора данных и даже логику построения анкеты для опроса. Довольно много слушателей подошли после семинара спросить об обучении на факультете, и одновременно некоторые высказали свои соображения по проблеме в целом в их вузах.

Параллельно Алексей Шпенев и Мария Павлова – магистранты программы «Демография» –  собрали интересующихся миграционными проблемами. Обсуждалась тема завершения демографического перехода, основные тенденции, гипотезы о будущих трендах, о возможностях общества, институтов государства выработать цели демографической политики и предпринять эффективные шаги по ее реализации.

Третью площадку вела Александра Запольская. В режиме «мозгового штурма» участники генерировали идеи, темы и проблемы, которые актуальны для исследователей общественных движений. Участники показали не только хорошую осведомленность об общероссийской повестке, об осведомленности о базовых причинах и процессах самоорганизации и социальной мобилизации, тем более, что некоторые хорошо знакомы с примерами самоорганизации граждан в их городах (например, коллеги из Томска с энтузиазмом рассказывали о местных субботниках).

После того, как каждая из подгрупп подвела итоги обсуждения, все социологи вновь собрались вместе, чтобы прослушать мастер-класс И.А. Климова о моделях объяснения и типах теоретической логики в основных социологических парадигмах, и как такая типология может быть применена к исследованиям процессов социальной мобилизации.

Вечером, в рамках киносеминара, который проводила Саша Запольская, слушателям было предложено применить только что полученные знания на практике – соотнести социологические теории с эпизодами кинофильма «Хлеб и розы». Дискуссия, которая развернулась у социологов после просмотра фильма, вызвала немалое недоумение математиков и программных  инженеров (у которых в это же время проходили свои зимние школы): как можно после целого дня семинаров вечером обсуждать что-то околонаучное вместо игр в «мафию»? Социологи же были рады услышать, что возможность участвовать в киносеминарах у них будет и в магистратуре Вышки (вот, http://ecsoclab.hse.ru/men's_talk, например список «Рождественских киносеминаров»).

Пятница, 3 февраля началась с выступления Александра Демидова, рассказавшего о Базовой кафедре ГФК-Русь. Некоторые части выступления вызвали особенно большой интерес – о развитии и распространении новых методов исследования, об общем состоянии рынка маркетинговых исследований, о возможностях стажировки и работы в ГФК.

Тему методик и необходимости освоения обширного методного аппарата социологии продолжила Ю.Н. Толстова. Ее мастер-класс «Особенности измерения в социологии» был посвящен рефлексии относительно использования процедур измерения и методик. Для социолога крайне важно понимать, что же оказалось у него в руках – факт, или же эпифеномен некорректно проведенного измерения. Собственно о ловушках, о чуть ли не детективных расследованиях, которыми должен заниматься методолог, о необходимости «методологического занудства» и говорила Юлиана Николаевна.

Разговор о методах продолжила Ирина Козина, решившая не только рассказать о методном арсенале, имеющемся в опыте сотрудников кафедры, но также и продемонстрировать один из проектов, уже несколько лет реализующийся силами сотрудников кафедры. Проект связан с проведением комплексного мониторинга социально-трудовых отношений в рамках одного из крупных российских холдингов. В результате многолетней работы у исследователей накоплен большой опыт по разработке методик и применению полевого инструментария.

Неподдельный интерес и несомненную вовлеченность в актуальные вопросы социологии вызвала презентация программы СПСиСК, которую провел ее руководитель Н.Е. Покровский. Слушателей в особенности затронула тема современного состояния социологии и ее «культурного обоснования» в обществе. Что делать, если больной не видит нужды проходить обследование? И даже если он и сдаст анализы, результаты его не интересуют? В такой ситуации оказалась сегодня социология. Актуальная задача - наладить коммуникацию в формах, понятных неспециалисту. Ясен алармизм М. Буравого, «но не место социологии на баррикадах, мы должны делать акцент на создании культуры», - резюмировал Н. Покровский.

После выступления мэтров социологии продолжилась работа дискуссионных площадок по направлениям магистерской подготовки. Наибольший интерес вызвал круглый стол Романа Чалого и Арины Шароновой «Визуальная  социология: точки зрения». Он был посвящен обсуждению методов социологического анализа визуальных данных. Социологу важно не только вскрывать мотивы и ценности, лежащие в основе поступков индивидов, но и выявлять их преломление в публичном пространстве: в блогах, социальных сетях, интервью, лозунгах, плакатах, произведениях искусства и т.д. На этом уровне анализа к требованиям актуализации «явных» смыслов добавляется скрытый уровень идеологии, поэтому для профессионального публичного социолога важно обладать навыками «деконструирования» идеологической надстройки как текстовых, так и визуальных материалов. Собственно, участники Зимней Школы познакомились с принципами анализа  документальных фотографий и смогли применить вновь обретенные навыки на практике: в процессе работы в группах и затем, в ходе группового обсуждения. Главным итогом дискуссии между участниками стал вывод о необходимости критического восприятия действительности социологом, постоянном обращении к «социологическому воображению» и овладения новыми навыками анализа – в данном случае, анализа визуальных данных. Так, задержавшись на кофе-брейк почти на 20 минут и возбужденно обсуждая прошедший семинар, участники Зимней школы и магистранты-модераторы совместно отправились пить кофе и продолжать беседу в формате «вопрос – ответ» о студенческой жизни в «вышке».

Слушатели, выбравшие направление «Демография», обсуждали с  М. Павловой А. Шпеневым проблему миграции в зеркале российских проблем и демографической ситуации. Слушатели сошлись во мнении, что знание демографических показателей и статистики, умение применять дем.анализ позволяет не только получать достоверное понимание «длинных трендов» в развитии страны, но также освобождает от целого ряда мифов в «обыденном восприятии» миграционных проблем.

Третьим направлением дискуссий стала тема сетевого подхода в социологических исследованиях. Круглый стол проводила Екатерина Князева, преподаватель из Беллоруского государственного университета. Участники по большей части имели уже опыт работы с сетевыми моделями и сетевым анализом, и попытались построить «карту» возможностей и ограничений данного метода применительно к социальной проблематике.

На четвертой дискуссионной площадке проходила проектная игра «Гражданин Наблюдатель как объект исследования». Иван Климов предложил небольшой группе участников сформировать тематическую структуру возможного исследования, посвященного «движению наблюдателей», столь наглядно проявившемуся в ходе недавних выборов в госдуму. В результате удалось составить «картографию проблем и исследовательских задач», на которые можно ориентироваться при планировании собственного исследования по данной теме.

После ужина состоялся референдум. Иван Климов вынес на обсуждение один единственный вопрос: смотрим ли мы иностранный и чуждый нам фильм «F.I.S.T.» и обсуждаем - как вчера, или же идем играть в снежки и штурмовать зимнюю крепость? (Благо скоро будет годовщина битвы под Малоярославцем, куда двинулся Наполеон после ухода из Москвы). Через десять минут все бросились на защиту Отчизны.

Последний день работы Школы начался с мастер-класса директора Института демографии ВШЭ, руководителя магистерской программы «Демография» Анатолия Вишневского. Социологи зачастую пренебрегают багажом знаний из этой области. Но  какое самое важное событие в 20-м веке? Полет в космос? Война? Компьютер? Нет. За сто лет численность населения Земли увеличилась в 4 раза - такого никогда не было, и не будет никогда впредь. Такой скачок меняет всю судьбу человечества. Однако помимо этого есть и другие острые проблемы – как теоретические, так и исследовательские. Например, сущность эпидемиологического перехода и его исторические предпосылки. Как возможно контролировать экзогенные (средовые и поведенческие) и эндогенные факторы смертности? Как связаны эпидемиологический переход и рост продолжительности жизни? Или точнее - рост продолжительности здоровой жизни? А если рассматривать эпидемиологический переход как самостоятельный исторический феномен, можно ли оценить его «модернизирующую роль»?

Михаил Денисенко продолжил тему, рассказав о структуре магистерской программы «Демография». Особый интерес слушателей вызвал рассказ о том, как используются знания и методы демографии в бизнесе (на примере кампании Де Бирс) – при принятии стратегических решений и разработке перспективных программ развития.

Одно из последних занятий проводил испанский историк Антонио Фернандес, рассказывавший о социальной истории гражданской войны в Испании, о факторах, предопределивших именно такое развитие событий. Особенно поразило, что собственно рассказ о предпосылках гражданской войны профессор Фернандес начал прослеживать с XVIII века. Обсуждение и вопросы слушателей показали, что в социальной истории гражданских войн в Испании и России много общего, однако и есть принципиальные отличия, которые не позволяют проводить прямые аналогии между двумя событиями. Другая тема, вызвавшая бурную дискуссию – как переживается и изживается травматический опыт «внутренней войны» в испанском и российском обществе. Одно из важных отличий – влияние данной темы на актуальную социально-политическую повестку: если в России события начала прошлого века практически не используются в идеологических и политических баталиях, то в Испании они еще остаются источником и социальной напряженности, и политических конфликтов. В качестве примера профессор Фернандес рассказал о преследовании испанского судьи Бальтасара Гарсона, рискнувшего вернуться в своей судебной практике к изучению обстоятельств массовых расстрелов во время гражданской войны.

Последним событием Школы стала встреча с заместителем генерального директора ВЦИОМа Константином Абрамовым. Стиль разговора принципиально отличался от того, что слушатели видели раньше. Речь шла о менеджменте социологических исследований, о проблемах, требующих не просто осмысления и систематизации, но и ежедневной напряженной работы. Рассказ и о базовой кафедре ВЦИОМа, и о самой исследовательской организации был не просто важен – он наглядно демонстрировал слушателям возможности для профессионального и карьерного роста выпускников  Вышки. Ведь сегодня базовая кафедра ВЦИОМ ставит себе несколько множество задач, в том числе - подготовка кадров для себя и подготовка грамотных постановщиков задач на стороне заказчиков.

После ужина все собрались подвести итоги Зимней школы. Слушатели высказывались о том, насколько оправдались их ожидания, что было сделано хорошо, а какие моменты требуют доработки и изменений. Впитывали в себя «голос и мудрость масс» Иван Климов, Денис Стребков и Александра Запольская. Были вручены дипломы, выслушаны благодарности и пожелания, произнесены напутствия и обещания увидеться как минимум – на приближающейся Олимпиаде для поступающих в магистратуру, как максимум – на вступительных экзаменах этим летом.