• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прошел мараФОМ, посвященный потенциалу и перспективам Лонгитюда Малого Бизнеса

Участники мероприятия обсудили возможности использования данных долгосрочного исследования предпринимательства, а также создание Хаба, где они будут размещены

Прошел мараФОМ, посвященный потенциалу и перспективам Лонгитюда Малого Бизнеса

В конце июня состоялся трехдневный мараФОМ «Проект СМБиз и возможности использования базы данных Лонгитюда для исследований в области предпринимательства». Участники мероприятия, студенты и сотрудники НИУ ВШЭ, узнали о возможностях использования базы данных Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ для проведения фундаментальных и прикладных исследований, а также для подготовки публикаций, продвигающих Лонгитюд в академической среде и среди общественности.

Открывая мероприятие, президент ФОМа Александр Ослон кратко рассказал о Проекте СМБиз, Панели Малого Бизнеса и Лонгитюде Малого бизнеса ФОМ (совместном с НИУ ВШЭ исследовании, направленном на изучение долгосрочных изменений в российском малом бизнесе и рассчитанном на 10 лет). Он также проанонсировал создание Хаба, в котором будут содержаться данные Лонгитюда – информация для ученых, студентов, экспертов. На основе этих данных могут готовиться научные публикации или аналитика для корпоративных, государственных или иных целей.

Ослон Александр Анатольевич

Ослон Александр Анатольевич

Президент ФОМа, заведующий кафедрой, профессор Базовой кафедры Фонда "Общественное мнение"

Читать далее 

В Хабе, который будет располагаться на сайте Проекта СМБиз, будут размещены первичные данные по всем волнам Лонгитюда, а также таблицы и документы. Доступ к данным за 2021–2023 годы будет бесплатным, а начиная с 2024 года – платным. Хаб планируется запустить до конца этого года.

В свою очередь, управляющий директор Департамента опросов населения Алексей Чуриков подробнее рассказал о том, как формируется и используется единственная в России репрезентативная Панель Малого Бизнеса, а также о ее особенностях и достоинствах. Доклад ведущего специалиста по панельным исследованиям и коммуникациям Анастасии Егоровой был посвящен особенностям Лонгитюда Малого Бизнеса. Она остановилась на специфике и структуре этого исследования, а также на построении коммуникации между лонг-интервьюерами и лонг-респондентами. А начальник Лаборатории анализа данных инФОМа Ефим Галицкий рассказал о прогностических возможностях Лонгитюда, а также плюсах и минусах кросс-секционных и лонгитюдных исследований.

Доклад профессора НИУ ВШЭ Александра Чепуренко касался международного опыта долгосрочных исследований. Спикер привел в пример «Панельное исследование динамики предпринимательства», проводившееся с 1998-го по 2009 год и включавшее ежегодный опрос предпринимателей. Говоря о выводах, которые были сделаны после завершения исследования, Александр Чепуренко подчеркнул, что для поддержания лонгитюдов крайне важно проводить летние школы для интересантов или воркшопы, что, собственно, и делает ФОМ в партнерстве с НИУ ВШЭ.

Следующий этап мараФОМа был посвящен опыту академического анализа данных Лонгитюда. Ученицы Александра Чепуренко Анастасия Егорова, Татьяна Цыбикжапова и Дина Малекова представили свои научные работы – «Факторы жизнестойкости российских малых предпринимателей​ в условиях экзогенных шоков ​2021–2022 годов»​, «Факторы инновационного поведения малых предпринимателей в период внешних шоков» и «Особенности стратегий предпринимателей третьего возраста в условиях внешних шоков».

А сам профессор «Вышки» сделал обзор российских и международных научных журналов и рассказал о возможностях и особенностях подготовки публикаций в них. Александр Чепуренко дал аудитории несколько практических советов, как выбрать первоклассные издания и адаптировать статьи под их требования.

В рамках третьего, заключительного, этапа мараФОМа аудитории был представлен прикладной анализ данных Лонгитюда. Так, ведущий специалист лаборатории анализа данных Екатерина Пушкина рассказала о том, какие бизнесы успешнее адаптировались к новой реальности. Как показывает исследование, это не зависящие от зарубежных поставок, ориентированные на потребителей с высокими доходами бизнесы, а также те, у которых появились новые виды деятельности.

А специалисты группы «Финансовое поведение» Юлия Дормидонтова и Анастасия Берсенева рассказали, как предприниматели воспринимали санкции и частичную мобилизацию, с какими проблемами они сталкивались и как их решали. По словам Юлии Дормидонтовой, ожидания предпринимателей относительно условий ведения бизнеса в этом году, в сравнении с ожиданиями в прошлом году, существенно не изменились, что говорит о высокой адаптивности российского малого бизнеса.

Аудитория очень живо воспринимала все доклады: звучало много вопросов, гипотез, предложений по улучшению исследований.

В заключение Александр Чепуренко отметил, что «Вышка» может помочь ФОМу в достраивании академической инфраструктуры проекта посредством публикации научных статей, основанных на данных Лонгитюда, в рейтинговых журналах, и обозначил порядок работ по их подготовке.