Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес кафедры в НИУ ВШЭ: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 11, ком.259
Адрес: 123376, г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 16А
Тел. +7 (495) 653-82-32 доб.2217
E-mail: kot@fom.ru
Глазков К. П., Кертман Г. Л., Рейнюк А. и др.
М.: Фонд Общественное Мнение, 2021.
Чепуренко А. Ю., Галицкий Е. Б., Ослон А. А.
Общественные науки и современность. 2023. № 2. С. 90-110.
Тема страхования в социологии возникает не впервые, достаточно вспомнить работу Вивианы Зелизер, которая очень интересно писала про страхование жизни. Тема оказалась новой, потому что мы решили рассматривать ее с точки зрения обладателей полиса ДМС (добровольное медицинское страхование. – Прим. ред.).
В нашей команде Ольга Лещенко исследовала стратегии и практики заботы о себе, изучала, как они встроены в ДМС. Мария Терно занималась вопросом страховой культуры в России. Лариса Атаян – структурами потребления, проверяла, нет ли в них мотива мошенничества, который мы подозревали. Я изначально занималась отношением к здоровью у обладателей полиса ДМС, но потом перешла к теме потребительского эмпаурмента. Это комплексное понятие, которое связано с повышением информированности потребителя и большей предприимчивостью в вопросах выбора. Эта идея у меня появилась уже на этапе анализа данных, когда я заметила, что в нарративах часто звучат фразы «я стал чувствовать себя человеком», «мне кажется, у меня есть право на медпомощь». Категории «у меня появилось право», «я могу», «я человек» меня очень заинтересовали, и я пошла искать, как это можно описать.
Инженерная модель – это когда человеческое тело, как робот, которого нужно починить. Никаких личных волнений. Это довольно утопический взгляд, потому что тема здоровья у нас сензитивная, и безусловно, на поведение влияют социальные отношения. Нельзя сказать, что человек абстрагирован по отношению к собственному здоровью.
Коллегиальная модель предполагает, что врач и пациент абсолютно равноправны, они коллеги. Однако существует асимметрия информации, врач как специалист всегда знает больше пациента, поэтому говорить о полном равноправии и статусе коллег врача и пациента в условиях реальности, на наш взгляд, не совсем разумно.
Патерналистской модели свойственно, что врач – это фигура отца, который берет на себя много власти, принимает решения о лечении пациента, не всегда информируя его.
Контрактная модель предполагает, что составлен четкий контракт по оказанию услуг в сфере здравоохранения, которому следуют врач и пациент. У пациента есть права и обязанности, у врача есть права и обязанности, каждый вступает в эти отношения, имея на руках определенные карты. И мы увидели параллели между двумя последними типами отношений и системами страхования, которые сейчас доминируют в России: это ОМС (обязательное медицинское страхование. – Примеч. ред.) и ДМС.
А в системе ДМС, наоборот, люди сами заключают контракт и знают, на что они имеют право и при каких условиях, обладают большей информацией. Собственно, даже с формальной точки зрения ДМС – это и есть контракт, а ОМС дается каждому гражданину РФ как право на медицинскую помощь.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ПАВЕЛ БАРМИН
Когда человек получает полис ДМС на месте работы, он иногда просто не знает об этом, и вспоминает, что надо достать полис и прочитать хотя бы условия контракта, только когда нужно, например, к стоматологу. А те, кто покупают полис сами, конечно, выбирают более выгодные предложения, рассматривают это как инвестицию в собственное здоровье и, разумеется, более внимательно относятся к условиям договора. В этом основное различие.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ПАВЕЛ БАРМИН
Читать далее на сайте ФОМЛабс
ТЕКСТ: ИВАН АСЛАНОВ