• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Восхищайте и Вам помогут!

Люди, использующие определенные эмоции, воспринимаются нами как более «человечные», что повышает вероятность проявления просоциального поведения по отношению к ним. Читать далее >>>

Ни для кого не секрет, что нам больше нравятся те, кто чем-то похож на нас. Если рассматривать данное высказывание в широком смысле слова, получается, что мы приписываем больше положительных характеристик тем людям, у которых схожие установки, поведение, внешний вид. Однако, есть особенности, которые делают похожими друг на друга всех людей нашей планеты. Так, существует особый тип эмоций, который присущ только людям и не обнаруживается у животных. Что же это за эмоции?

Кросс-культурные исследования показали, что некоторые «первичные» эмоции (например, гнев и удивление) присущи как человеку, так и животным. В отличие от них, «вторичные» эмоции (например, восхищение и надежда) являются уникальным продуктом человеческой жизнедеятельности. Так, животное может испытывать злобу или страх, но оно никогда не сможем испытать надежду или восхищение. Ж.Ф. Лиенз с коллегами  предположили, что использование для самовыражения «вторичных» эмоций увеличивает вероятность просоциального поведения в отношении этого человека.

Было проведено два исследования. В первом проверялась гипотеза о том, что человеку, не являющемуся членом вашей группы, вы поможете с большей вероятностью в том случае, если он будет использовать для самовыражения «вторичные», а «первичные» эмоции. Для этого исследователи попросили 96 случайно отобранных сотрудников Католического университета представить, что они получили e-mail от неизвестного, также, работающего  в их университете. В письме неизвестный сообщал о своей работе и благодарил адресата за советы и предложения, внесенные им во время их прошлой встречи. Также, неизвестный предлагал адресату еще раз встретиться и обсудить некоторые детали его проекта. Важно заметить, что в тексте сообщения не уточнялось, какой именно деятельностью занимается неизвестный, и что именно он хочет обсудить. Далее, респондентов спрашивали о том, что они думают о полученном сообщении и неизвестном отправителе, а также готовы ли они как-то ему помочь.

Во втором исследовании проверялась та же самая гипотеза, но уже в реальной, жизненной ситуации. Случайным образом было отобрано 240 работников разных департаментов Католического университета, которым было отправлено письмо от неизвестного. В тексте письма варьировалось 2 показателя: использование «первичных» (радость и раздражение) или «вторичных» (восторг и восхищение) эмоций, и их полярность (положительные или отрицательные). Сообщения от неизвестного содержали следующие высказывания:
  • «Я вне себя от радости», «Я крайне раздражен» («первичные» эмоции).
  • «Я полон восторга», « Я очень огорчен» («вторичные» эмоции).

Результаты исследования подтвердили гипотезу. Сообщения, содержащие «вторичные» эмоций, получало больше положительных и дружелюбных ответов, нежели сообщения, содержащие «первичные» эмоций, на которые отвечали более сдержанно и официально. Интересен тот факт, что полярность эмоций не повлияла на восприятие сообщения. Различий в реакции на сообщения с положительными или отрицательными эмоциями зафиксировано не было.

В дальнейших исследованиях ученые хотели бы обнаружить новые механизмы и способы влияния «первичных» и «вторичных» эмоций на отношения между представителями разных групп. Кроме того, ученые ставят перед собой цель, проверить гипотезу о том, что при взаимодействии людей, являющихся членами разных групп, роль «вторичных» эмоций в формировании желания помочь, будет значительно меньше. Иными словами, исследователи ожидают, что даже при использовании «вторичных» эмоций члены аут-группы будут восприниматься менее положительно, ответов на сообщение от них будет меньше, и они будут не менее дружелюбные, чем при получении письма от неизвестного, являющегося представителем той же группы, что и получатель. 


Источник: Vaes, J., Paladino, M. P., & Leyens, J. P. (2002). The lost e-mail: Prosocial reactions induced by uniquely human emotions. British Journal of Social Psychology, 41, 521–534. doi: 10.1348/014466602321149867

Автор: Олеся Корсун