Рак победим! – как форумчане описывают опыт столкновения с онкологическим заболеванием
Одна из участниц проектной группы «Связь антинаучных и конспирологических верований с благополучием и заботой о здоровье у россиян», недавно рассказала о том, как метафоры болезни используются в описании опыта столкновения с онкологией на форуме «Рак победим!».
“Metaphors and myths... kill" — заявляет Сьюзан Зонтаг в своем исследовании метафор, с помощью которых медицинские специалисты, пациенты и общественность описывают онкологические заболевания.
Одним из конвенциональных способов говорения об онкологии Зонтаг считает употребление милитаристского языка метафор: «борьба с раком», «сражение», «поражение», «враг», «война». Автор критикует язык военных метафор за их стигматизирующий характер, который на практике может выливаться в снижение вероятности обращения за медицинской помощью на ранней стадии болезни. Возможное решение данной проблемы видится Зонтаг в полном освобождении дискурса онкологии от использования метафор за счет научно-технического прогресса. Лишение болезни каких-либо символических ассоциаций (социальных и моральных) представляется автору восторжествованием восприятия рака как сугубо биологического явления. Однако метафоры болезни по Зонтаг активно критиковались за невнимание к связи между реальным опытом проживания онкологического заболевания и употреблением пациентом данных фигур речи, а также отсутствие эмпирического обоснования выводов. Так как же на практике применяются метафоры болезни? Елизавета Копышева занимается анализом контекстов употребления метафор при описании историй столкновения с онкологией на форуме «Рак победим!» и вот какими наблюдениями она может поделиться уже сейчас.
«Форумчане», как пользователи друг к другу обращаются, действительно используют фразы «победа над раком», «история борьбы» (для описания позитивного опыта) и «проиграть войну», «быстро или медленно сгореть» (для описания негативного опыта) в формулировках своих историй и вопросов (во всех цитатах авторские орфография и пунктуация сохранены):
- «*****, поддержу вас. Всё будет хорошо, вы справитесь и победите»
- «единичный склеротический очаг в 3 ребре. Это значит все? Мы проиграли?»
Контекст употребления данных метафор содержит указание на значимость некой «стойкости» конкретного человека, пациента, что можно видеть по использованию местоимений «вы» и «мы» перед глаголами, имеющими значение победы и поражения. Это соответствует выводам Зонтаг о том, как онкобольной, посредством употребления данных фраз, берет на себя ответственность за «борьбу с врагом». Наглядным примером приписывания ответственности является цитата ниже:
- «не забывайте, что весь тот образ жизни, который вы вели ранее, привел вас в эту группу»
Милитаристский язык также употребляется в контексте вытеснения эмоциональных переживаний из «борьбы» с онкологией. Например, можно проследить призывы к отказу от чувственного элемента этого опыта, как это делает пользователь ниже, ассоциируя это с военным приказом:
- «Жалость к себе - отставить. Эмоции в виде рыданий ночь напролет ничего хорошего не принесут»
В своих историях столкновения с онкологией форумчане применяют метафоры войны и борьбы при описании медицинских вмешательств как оружия, поражающего не только «врага» (болезнь), но и «поле боя» (пациента). Так, пользователи прибегают к описанию опыта лечения как пути к «победе» над заболеванием, «уничтожению врага», «наступлению»:
- «Легче стало именно после начала лечения, видимо потому, что начались именно действия по уничтожению «врага». И это, как наступление!»
В то же время организм пациента фреймируется как пассивное «поле боя», которое медицинские процедуры «сжигают», «убивают» во время «борьбы» с онкологией:
- «Вены могут и с двух химий сгореть (как у меня было)»
- «клиника провела лечение - оксалиплатин+бевацизумаб+капецитабин. Организм убит просто»
Таким образом, медицинские технологии включаются в метафоры болезни, но не ведут к отказу от них, как предполагала Зонтаг. Применение военных метафор на данном форуме кажется ближе выводам Монтгомери о том, что «лишенный своего повседневного, натурализованного характера, язык милитаризма изображает своих носителей терроризированным и оккупированным народом». В проанализированных сообщениях пользователи описывают себя именно так: они «оккупированы» болезнью, а их тела «терроризируют» одновременно и болезнь, и средства её лечения.
Данное исследование проведено в рамках совместного проекта сотрудников Лаборатории психологии социального неравенства и Лаборатории экономико-социологических исследований «Связь антинаучных и конспирологических верований с благополучием и заботой о здоровье у россиян»