• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

HSE UX LAB на Дункере

В самом конце лета, перед очередным сложным и напряженным учебным годом, прошла всеми любимая Летняя когнитивная школа памяти К. Дункера! Несмотря на вызовы 2020 года и те трудности, с которыми столкнулось человечество из-за коронавирусной пандемии, Школа прошла очно, и никто не заболел! Вернее, все приехавшие на Школу дружно болеют одним — любовью к когнитивной науке!

HSE UX LAB на Дункере

Школа была насыщена мероприятиями — мы обсуждали и практики «открытой науки», и тонкости статистического анализа, в том числе на маленьких выборках, и особенности презентации графиков в работах, и даже создавали свои онлайн-эксперименты!

 

 

Традиционно сотрудники нашей Лаборатории не просто посетили Школу и активно участвовали в обсуждениях, но и сами выступали с презентацией своих исследований в рамках постерной сессии, а Елена Сергеевна провела целую лекцию! Кроме Елены Сергеевны на Школе были Григорий Ануфриев, Тимофей Березнер, Ксения Горбатова, Анастасия Ермолова и Фрол Сапронов. Елена Сергеевна рассказывала о категоризации в перцептивных процессах, то есть о том, как высокоуровневые процессы влияют на низкоуровневые. На лекции были освещены не только общие теоретические вопросы, касающиеся особенностей категоризации, но и были описаны конкретные исследования, проведенные в том числе сотрудниками нашей Лаборатории.



Стажер-исследователь Григорий Ануфриев рассказал о своем исследовании, в котором он изучал одно из известных когнитивных искажений, так называемую иллюзию контроля — ощущение, что от действий человека что-то зависит, хотя на самом деле нет. Например, если человек верит, что его крики у телевизора позволят команде забить гол. Основная мысль работы заключалась в том, чтобы проверить гипотезу влияния количества вложенных усилий на иллюзию контроля, но она не подтвердилась.

 

 

Совсем другого феномена касалась работа Тимофея Березнера — он изучал влияние типа шрифта на запоминание информации. Оказывается, шрифты бывают беглыми, то есть легкочитаемыми, и не-беглыми, когда читать текст трудно, например, из-за маленьких букв, курсива или дизайна самого шрифта. Разные теории предсказывают преимущество как беглого, так и не-беглого шрифта в случае запоминания информации, но в его работе было показано отсутствие различий между ними. 

 

 

Наконец, очень любопытный феномен — «баннерную слепоту» — когда человек не замечает информацию, которую он расценивает как рекламу, даже если он ошибается, изучают Ксения Горбатова и Фрол Сапронов. Ксения поделилась идеей своего будущего исследования — она планирует посмотреть влияние перцептивной загрузки на баннерную слепоту. Испытуемых попросят зайти на сайт интернет-магазина и выбрать себе футболки. В каждой пробе они будут искать конкретную футболку. В какой-то момент появится баннер (справа в типичном месте для баннеров на сайте). И испытуемых спросят, заметили ли они баннер? Ожидается, что испытуемые в группе с высокой перцептивной загрузкой будут реже замечать баннер несмотря на его очевидное присутствие.

 

 

Фрол же заинтересовался немного другим аспектом этого явления. С постером он представлял результаты своего исследования влияния эмоций на «баннерную слепоту». Им было выяснено, что баннеры с нейтральной эмоциональной валентностью лучше запоминаются пользователями, в отличие от негативных и позитивных. То есть если хочется, чтобы реклама запомнилась, она должна не вызывать смех или слезы, а быть нейтральной.

 

 

Мы надеемся, что вам было интересно читать этот репортаж! Потому что нам самим, в свою очередь, было очень интересно на Дункеровской Школе, и мы надеемся побывать там еще не один раз!




Репортаж подготовил Тимофей Березнер

За фотографии благодарим организационный комитет летней школы памяти К. Дункера
Редактор Антон Ангельгардт