• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Глава в книге
Exploring Protest Publics: A New Conceptual Frame for Civil Participation Analysis, in: Protest Publics

Belyaeva N. Y.

In bk.: Protest Publics. Toward a New Concept of Mass Civic Action. Switzerland: Springer, 2019. P. 9-31.

Препринт
Стресс-тест на пол-России. Технологии электорального доминирования и их ограничения Анализ региональных выборов 2018 г.

Кынев А. В., Зубаревич Н. В., Рогов К. Ю.

Доклады "Либеральной миссии". Доклады "Либеральной миссии". Фонд "Либеральная миссия", 2018

«Политическая форма и политическое зло»: новая книга Святослава Каспэ

В серии «Библиотека Школы гражданского просвещения» вышла книга профессора департамента политической науки Святослава Каспэ «Политическая форма и политическое зло». Исследуя понятие политической формы, то есть пространственной метафоры, раскрывающей субстанциальные и конститутивные характеристики политической организации, автор демонстрирует его эвристический потенциал на примере таких сложно сопряженных между собой сюжетов, как политическое зло, автономия политического субъекта и современная демократия.

В предисловии к изданию директор издательских программ Московской школы гражданского просвещения философ Юрий Сенкосов сообщает читателю, что книга произвела на него «сильное впечатление не только своим названием, но и богатством лексики, стилем, глубиной анализа, искренностью». Приводим его отзыв полностью:

В названии книги Святослава Каспэ невольно обращаешь внимание на слова «форма» и «зло» и их определения. И оно только усиливается, когда, читая книгу, обнаруживаешь, насколько эти слова при всей их, казалось бы, обыденности на самом деле непонятны.

Ну, конечно же, зло очевидно, говорим мы в России, разве неясно?! Оказывается, не ясно. Читая вторую главу книги о зле, понимаешь, что мы восстаем против зла и говорим о нем только потому, что верим в добро. То есть, по сути, как и о тьме. «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5).

И то же самое относится к форме. Казалось бы, ясно, что это такое, когда видишь воочию, например, выразительную скульптуру. Но в книге идет речь о политической форме, о разных формах правления, и не каждая из них столь же выразительна и понятна. Понятно лишь одно, утверждает автор, что проблема властвования одних людей над другими неустранимо присутствует в любом политическом действии, в любомполитическом размышлении. И поэтому его интересует не только и не столько вопрос «откуда мы идем?», сколько «куда мы идем?». И где пролегает та грань, за которой вертикальное и горизонтальное разделение властей вырождается либо в паралич власти, либо в «приватизацию государства». Тем более что есть любители подискутировать, замечает он, о сравнительных достоинствах и недостатках этих видов политического зла — анархии и диктатуры; но злом являются они оба. 

Понятию политической формы должна быть придана максимальная операциональность. Но установление операциональной меры, по его словам, предмет не личного и коллективного выбора, личной или коллективной ответственности политических акторов и политий. Эта мера не должна устанавливаться изнутри политического; она может быть устойчива к политическому злу, способствовать его определению и положению ему пределов, только если сама она определяется не политически, а этически. И понятно почему.

Потому что нет общей морали. Мораль абсолютна, но наше отношение к морали должно быть относительным, иначе на дорогу гражданской свободы не выбраться.

И к сказанному добавлю: эта уникальная книга произвела на меня сильное впечатление не только своим названием, но и богатством лексики, стилем, глубиной анализа, искренностью.

Ю.П. Сенокосов

Приводим полнотекстовую версию книги:

 Святослав Каспэ. Политическая форма и политическое зло (PDF, 628 Kb)