Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 103070, Москва, Кривоколенный пер., д.3.
Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22833
8 (495) 772-95-90*22448
Факс: 8 (495) 772-95-90*12556
E-mail: iorlov@hse.ru
Под редакцией: А. И. Соловьев, О. В. Гаман-Голутвина
М.: Аспект Пресс, 2019.
Гаман-Голутвина О. В., Сморгунов Л. В., Тимофеева Л. Н.
Политическая наука. 2019. № 1. С. 253-267.
In bk.: Oxford Research Encyclopedia of Politics (Living Edition). Oxford University Press. P. 1-20.
Sorokina A., Maximenkova M., Kasamara V.
Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2019. No. 71.
Мы живем в обществе, которое называют медиатизированным. Большинство традиционных подходов к изучению СМИ, четко разделяющих реальность общества и медийный образ этой реальности, плохо работают в этом новом социальном контексте. Профессор департамента политической науки НИУ ВШЭ Алла Черных в новой книге «Ритуалы и мифы медиа», трактуя медиа как ритуал, предлагает значительно более широкое видение медиатизированного мира.
Заинтересованный читатель найдет в книге, можно сказать, три «слоя». Первый слой — метафизика социального. Основой проблемой существующей социальной реальности, полагает автор, — ее исчезающая целостность, державшаяся на традиционном социально-слоевом строении, вытесняемом ныне сетями постоянно меняющихся взаимодействий и нестабильных идентификаций. При этом функцию «ускользающей» интеграции выполняют медиа, ставшие, подобно ритуалам «примитивных обществ», основным символическим ресурсом культуры нашего медиатизированного общества. Ритуалы дополняют институциональные нормы в ситуации нарастающей неопределенности и сбоев рутинизированного социального порядка, инсценируя возможные ролевые дифференциации, позволяя тем самим формироваться новым идентичностям (в этом — принципиальное различие с институтами, в рамках которых правила игры «навязываются», и, как представляется,источник смягченного «неоинституционализма).
Второй слой — социология. Ритуалы взаимодействия объединяют членов всех медийных аудиторий и пользователей всех социальных сетей в процессе формирования общих смыслов разделяемого опыта, что происходит при участии в наблюдении за происходящими на экране медиасобытиями, созданными в рамках медиаформата и подчиненными медиалогике. Общение в электронных сетях — замена вытесненной «реальной» лицом к лицу межличностной коммуникации, где встречаются друг с другом свободно ассоциированные индивиды, каждый из которых может «писать» снова и снова, создавая общность как гипертекст, потенциальное основание создания сегментированных локальных сообществ в виртуальной реальности (уже существуетсеть жителей «second life»).
Третий слой — политология. Политика, представленная в медиамире, скроена по мерке этого мира, — она предстает как драма личностей, их успехов и неудач в ходе очередной инсценировки вечной человеческой комедии, срежиссированной пиар-консультантами и медиаэкспертами, поскольку эти сцены можно интересно транслировать с помощью драматического ТВ-кода, оставляя за рамками изображаемого большинство ключевых политических проблем. Не случайны определения современной демократии с медийными предикатами — теледемократия, аудиторная демократия. Парадокс современного медиатизированного мира политического в том, что безграничный поток информации, генерируемый ныне совокупностью новых и старых медиа, делает большинство фундаментальных условий человеческого существования невидимыми.
В книге использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Департамент политической науки: Профессор