• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Gerechtigkeit in Russland. Sprachen, Konzepte, Praktiken

Medushevsky A. N.

Paderborn: Wilhelm Fink Verlag, 2019.

Глава в книге
Авторитет в оптиках биологии и политики

Фокин К. В.

В кн.: МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. Вып. 9: Методологические аспекты междисциплинарного трансфера знаний. М.: 2019. С. 138-150.

Препринт
NATIONAL PRIDE IN THE COLLECTIVE MEMORY OF BRITISH AND RUSSIAN YOUTH

Sorokina A., Maximenkova M., Kasamara V.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2019. No. 71.

Алла Черных: Современные медиа делают большинство человеческих проблем невидимыми

Алла Черных: Современные медиа делают большинство человеческих проблем невидимыми

Мы живем в обществе, которое называют медиатизированным. Большинство традиционных подходов к изучению СМИ, четко разделяющих реальность общества и медийный образ этой реальности, плохо работают в этом новом социальном контексте. Профессор департамента политической науки НИУ ВШЭ Алла Черных в новой книге «Ритуалы и мифы медиа», трактуя медиа как ритуал, предлагает значительно более широкое видение медиатизированного мира.

Заинтересованный читатель найдет в книге, можно сказать, три «слоя». Первый слой — метафизика социального. Основой проблемой существующей социальной реальности, полагает автор, — ее исчезающая целостность, державшаяся на традиционном социально-слоевом строении, вытесняемом ныне сетями постоянно меняющихся взаимодействий и нестабильных идентификаций. При этом функцию «ускользающей» интеграции выполняют медиа, ставшие, подобно ритуалам «примитивных обществ», основным символическим ресурсом культуры нашего медиатизированного общества. Ритуалы дополняют институциональные нормы в ситуации нарастающей неопределенности и сбоев рутинизированного социального порядка, инсценируя возможные ролевые дифференциации, позволяя тем самим формироваться новым идентичностям (в этом — принципиальное различие с институтами, в рамках которых правила игры «навязываются», и, как представляется,источник смягченного «неоинституционализма).

Второй слой — социология. Ритуалы взаимодействия объединяют членов всех медийных аудиторий и пользователей всех социальных сетей в процессе формирования общих смыслов разделяемого опыта, что происходит при участии в наблюдении за происходящими на экране медиасобытиями, созданными в рамках медиаформата и подчиненными медиалогике. Общение в электронных сетях — замена вытесненной «реальной» лицом к лицу межличностной коммуникации, где встречаются друг с другом свободно ассоциированные индивиды, каждый из которых может «писать» снова и снова, создавая общность как гипертекст, потенциальное основание создания сегментированных локальных сообществ в виртуальной реальности (уже существуетсеть жителей «second life»).

Третий слой — политология. Политика, представленная в медиамире, скроена по мерке этого мира, — она предстает как драма личностей, их успехов и неудач в ходе очередной инсценировки вечной человеческой комедии, срежиссированной пиар-консультантами и медиаэкспертами, поскольку эти сцены можно интересно транслировать с помощью драматического ТВ-кода, оставляя за рамками изображаемого большинство ключевых политических проблем. Не случайны определения современной демократии с медийными предикатами — теледемократия, аудиторная демократия. Парадокс современного медиатизированного мира политического в том, что безграничный поток информации, генерируемый ныне совокупностью новых и старых медиа, делает большинство фундаментальных условий человеческого существования невидимыми.

В книге использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.