Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 103070, Москва, Кривоколенный пер., д.3.
Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22833
8 (495) 772-95-90*22448
Факс: 8 (495) 772-95-90*12556
E-mail: iorlov@hse.ru
Под редакцией: А. И. Соловьев, О. В. Гаман-Голутвина
М.: Аспект Пресс, 2019.
Гаман-Голутвина О. В., Сморгунов Л. В., Тимофеева Л. Н.
Политическая наука. 2019. № 1. С. 253-267.
In bk.: Oxford Research Encyclopedia of Politics (Living Edition). Oxford University Press. P. 1-20.
Sorokina A., Maximenkova M., Kasamara V.
Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2019. No. 71.
Анна Лебедь , специалист по международному пиару в компании «Сибур».
Илья Кармишин , руководитель аналитического отдела, ОАО «Московские информационные технологии».
Вадим Рахматуллин , заместитель директора департамента федерального министерства.
Георгий Прокопов , руководитель департамента социального маркетинга, ОАО «Московские информационные технологии».
Алексей Болотин , генеральный директор социального проекта «Интернет».
Ирина Зайцева , генеральный директор агентства MDMA.
Игорь Башуров , директор по развитию агентства MDMA.
*******
- Как вам мероприятие, как концерт?
Вадим : Мероприятие достаточно неформатное. В наше время такого не было - мы были менее продвинуты и открыты. Мы рады, что среди нынешних первокурсников есть такие творческие талантливые ребята.
Илья : Сегодня выступило много интересных преподавателей, многие из которых пришли после нашего выпуска. Это показывает то, что факультет обновился.
- Предлагаю вернуться к вопросу о преподавателях чуть позже. Скажите, вы все однокурсники, правильно?
Хором : Да! Да.
- А как часто вы видитесь?
Илья : Один раз в 15 лет.
(Все смеются)
Вадим : Ну ла-а-адно, плотным коллективом мы встречаемся достаточно редко, но между собой есть какие-то рабочие контакты, есть какие-то профессиональные сферы, пересекаемся, конечно. Ну и соц. сети никто не отменял (улыбается).
- А хотели бы вы, чтобы такие мероприятия устраивались почаще?
Опять хором : Да!
Вадим : Хотим, конечно. Правда, было бы хорошо, если бы центр работы с выпускниками не ограничивался одной только рассылкой приглашений.
Георгий : Да, согласен. Еще нет этой спайки, которая могла бы быть, - спайка выпускников и тех, кто учится. Такого формата, где бы выпускники и студенты общались, просто институционально нет.
Илья : Да, вот формат мог бы быть в виде развлекательных, околонаучных или дискуссионных мероприятий. Нам как выпускникам было бы интересно принять участие.
Георгий : На самом деле, много кому из выпускников интересно принимать участие в каких-то мероприятиях Вышки. Если бы тот формат, о котором мы говорим, существовал, на него однозначно был бы спрос.
Ирина : Согласна, и у меня еще есть такая проблема: мне постоянно нужны интерны, помощники, которым я могла бы давать интересные задачи на несколько часов в неделю. Естественно, я с пиететом отношусь к студентам Вышки и с удовольствием взяла бы кого-нибудь, но не имею такой возможности, так как нет шанса познакомиться с ними в неформальной обстановке.
Георгий : Многие выпускники Вышки ищут того, с кем работать - сотрудников, и многие предпочитают студентов Вышки, так как наш университет задает определенный уровень.
Вадим : Согласен. Вышка дает качественное образование. И это я считаю большим преимуществом на таком высококонкурентном рынке.
Георгий : Просто вуз молодой и факультет молодой. У других вузов система может быть отлажена, у нас еще не отстроена, если бы она была, то было бы весьма интересно.
- А хочется ли вам вернуться в студенческие годы?
Вадим : Машину времени пока еще никто не изобрел, но… конечно.
Ирина : Я бы хотела вернуться только для одного: чтобы учиться лучше. Я достаточно рано стала работать и, не смотря на то, что это позволило продвинуть карьеру быстрее, чем многим сверстникам, я жалею, что мало времени уделяла учебе. Сейчас я пытаюсь наверстать упущенное, а это очень сложно, когда ты работаешь. Это большая иллюзия, что когда-нибудь придет время и вы наверстаете все эти знания, на самом деле вы просто почувствуете пустоту там, где мог бы быть интеллект.
(Все смеются)
Алексей и Анна : Да, полностью согласны.
- А вообще вам тяжело было учиться в Вышке?
Вадим : Нет, нет. Если сравнивать с другими факультетами, то нет. Прикладная политология все-таки гуманитарный факультет, если у тебя есть голова на плечах и хоть какая-то система восприятия окружающего мира, то достаточно несложно и интересно учиться.
Ирина : Очень круто, и сейчас это особенно ясно, что преподаватели Вышки - это ньюсмейкеры, комментаторы в медиа, это люди, которые принимают решения. Ты не ценишь это, пока учишься, но потом, когда начинаешь более внимательно следить за информационным полем и видишь знакомые фамилии, их трактовки и комментарии, ты начинаешь совсем по-другому воспринимать текущие события и лучше понимать свое место в этой системе координат. Я бы на месте студентов следила за преподавателями, ценила их, и вообще воспринимала их как игроков политического поля, поверьте, они действительно таковыми являются.
- Возвращаясь к вопросу о преподавателях, по словам Ильи, я поняла, что вам мало кто знаком?
Ирина, Вадим : нет, 90% знакомы.
Игорь : Илья сказал неправду (улыбается).
- Илья, Вы что не ходили на занятия?
(Все смеются)
Вадим : Ну каких-то людей нет, но в принципе большинство знакомы.
- А какие преподаватели вам больше всего запомнились со студенческих лет?
Хором: Зудин! Зудин! Еще Каспэ…
Илья : Запомнились те преподаватели, которые были требовательны, но доносили до студентов реальные знания.
Георгий : Да, помните, в тесте у Каспэ последний вопрос был «Какого цвета учебник».
(Все смеются)
Ирина : Алла Ивановна Черных. Труевцев, я только сейчас начала понимать, какую роль он играл в событиях 1991-93 гг. Медушевский и его прекрасные лекции по конституционному праву помню, я тоже недооценивала их очень сильно. На самом деле преподавателей помнишь почти всех, зачастую потому, что они не дают забыть о себе (улыбается). Хотелось бы вернуться в то время и слушать их более внимательно.
- Скажите, а какие навыки/знания, которые вы получили в университете пригодились вам больше всего в жизни?
Илья : Учитывая то, что у нас факультет прикладной политологии, именно это нам в первую очередь и пригодилось. Работодатель ориентируется на потребности рынка, и сотрудник должен обладать практическими навыками, а не пытаться применить какие-то свои теоретические знания. Преимуществом является частое написание рефератов и эссе. То есть у меня лично работа связана с постоянным написанием текста, и в этом смысле, нанимая выпускников других вузов, сталкиваешься с тем, что они пишут текст, оторванный от жизни, то есть вообще не умеют работать с текстом.
Георгий : Да, совершенно верно. Ярко бросается в глаза, когда работаешь с выпускниками других вузов, даешь им задание написать небольшой текст, аналитическую записку по политической ситуации, ты получаешь что-то вроде реферата, практически со списком литературы, оторванный от жизни абсолютно. Выпускник Вышки всегда отличался, и надеюсь, отличается до сих пор, тем что он четко понимает задачу, у него есть аналитические инструменты и подходы, которые ему позволяют такой текст написать. Это очень заметно, это видно. Когда нас учили, методологически были провалы, но зато нас учили практики (преподаватели) тому, что делается в реальной жизни.
- Хочу сказать, что сейчас методологические пробелы закрыты. У каждого курса есть научно-исследовательские семинары, на которых как раз учат тому, как правильно с методологической точки зрения написать научный труд.
Георгий : Эх, жаль, что мы сейчас не учимся.
(Все кивают в знак согласия)
- Такой вопрос: вы получали еще какое-то дополнительное образование? Как считаете нужно ли?
Анна : Я закончила магистратуру другого факультета. Бакалавриат закончила по политологии, а магистратуру по гос. управлению. Там совсем другой набор предметов, что было очень полезно.
Алексей : Нужно, у меня второе высшее по специальности «управление маркетингом».
- Последний вопрос, скорее даже просьба, чтобы вы посоветовали нынешним студентам факультета прикладной политологии? Ирина уже говорила о том, что не стоит пропускать занятия, а что бы вы еще сказали современному студенту делать или не делать?
Вадим : Не зазнаваться (смеется). Нужно следить за окружающей средой, приятно, конечно, слышать от первокурсников, что они все хотят стать министрами и президентами, но нужно реально смотреть на вещи.
Ирина : Я помню, на первом курсе на одном из университетских мероприятий я познакомилась с Костей Криворотовым (Аренс). Я посмотрела на него снизу вверх и спросила: «Костя, вот я только поступила, что делать?». Он сразу ответил, что нужно читать газеты. После этого каждое утро по дороге в университет я читала «Коммерсант», потом было особенно приятно встретить героев газетных полос в реальной жизни, работать с ними. Конечно, первые полгода я ничего не понимала, было трудно, но потом я стала чувствовать себя гораздо уверенней. Это на самом деле здорово помогает разобраться в текущей ситуации в мире.
Еще один совет – следить за знаковыми персонами в соц. сетях, в интернете. Когда учились мы, у нас не было такой возможности. Если бы тогда можно было читать политтехнологов в Facebook, поверьте, это было бы качественно другое образование. Это такая связка между тем, что вы слышите в аудиториях и наблюдаете в информационном поле. Вот такой вот, быть может, странный совет я бы дала студентам. Подписывайтесь на крутых специалистов, которые пишут об интересном. Главное, не пугаться большого количества информации, а научиться ее фильтровать, тогда вы обретете уверенность.
- Вы знаете, Ирина, заведующий отделением интегрированных коммуникаций Сергей Александрович Зверев всегда говорит нам читать газеты. Это на самом деле полезное занятие в нашем деле.
Всем спасибо за дельные советы и комментарии. Спасибо, что пришли и уделили время беседе. Приятно было с Вами познакомиться.
Интервью подготовила и провела Айларова Ирина,
студентка 3 курса отделения интегрированных коммуникаций
факультета прикладной политологии.