• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зимняя школа по политологии - 2011

С 31 января по 4 февраля в подмосковном пансионате "Голицыно" прошла Зимняя школа – 2011 по политологии. В программе были презентация магистерской программы, кинопоказ с последующей дискуссией, лекции руководства факультета, гостевые лекции, деловая игра и мастер-классы, коллективные обсуждения, презентации и многое другое.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ, 31 января

Вечером  в понедельник, 31 января, в  аудитории № 6 УМЦ «Голицыно», состоялось знакомство участников Зимней школы с руководством факультета прикладной политологии. Декан факультета   Андрей Юрьевич Мельвиль  подробно рассказал участникам школы о стратегии развития магистратуры, о новом статусе Вышки – «магистерский университет»,после чего началась презентация магистерской программы «Прикладная политология», в которой приняли участие руководитель магистерской программы Глеб Иванович Мусихин, научный руководитель факультета Марк Юрьевич Урнов, первый заместитель декана Михаил Григорьевич Миронюк.

Поздним вечером в понедельник состоялся просмотр фильма Петра Буслова «Бумер», в просмотре приняли участие не только политологи, но и журналисты, философы, юристы.

 

ДЕНЬ ВТОРОЙ, 1 февраля

Второй день начался торжественным открытием Зимних школ. От руководства Вышки приехал официально открыть Гуманитарную Зимнюю Школу Вадим Валерьевич Радаев. Он объявил школу открытой, рассказал о том, что за ВУЗ такой особенный – Высшая Школа Экономики, ответил на все вопросы, которые возникли у слушателей.

После этого выступили деканы тех факультетов, которые участвуют в Зимней Школе. Деканы факультетов права и политологии (соответственно – Е.Н. Салыгин и А.Ю. Мельвиль) - рассказали о своих факультетах и предлагаемых магистерских программах. От отделения культурологи факультета философии выступил В.А. Куренной.

После торжественного открытия участники Зимней школы по политологии  выслушали лекцию А.Ю. Мельвиля «Условия демократии и пределы демократизации», в которой были использованы результаты одного из исследовательских проектов факультета. Слушатели задали Андрею Юрьевичу интересующие их вопросы, получили на них исчерпывающие ответы.

Затем с яркой лекцией «Авторитарный синдром в современной политике» выступил научный руководитель факультета М.Ю.Урнов.

После обеда началась серьезная, вдумчивая работа  в микрогруппахпо подготовке проектов в рамках деловой игры «Стратегии развития Москвы (политические и социально- экономические альтернативы)», которую возглавил преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга МГИМО Павел Андреевич Демидов. Слушатели разделились на несколько групп, каждая из которых пыталась предложить альтернативные стратегии развития мегаполиса в ЖКХ, молодежной политики, развития туризма, медицины. Каждая группа должна была представить и отстоять свою программу и ответить на вопросы оппонентов.  Начался обмен мнениями, поиск решений и компромиссов, дискуссия была жаркой, но пришлось ее продолжение перенести на следующий день, т.к. предстояла встреча с Борисом Игоревичем Макаренко, председателем правления Центра политических технологий, директором дирекции ИНСОР по общественно- политическим проблемам развития, который провел мастер-класс на тему: «Политическая составляющая модернизации». Лекция Бориса Игоревича вызвала живой интерес у слушателей и множество вопросов, на которые он дал  подробные ответы

После ужина состоялась дискуссия: «Российское пространство и кризис субъектности в фильме Петра Буслова «Бумер», которую великолепно провел Сергей Александрович Медведев. Фильм производит сильное впечатление. Участники дискуссии сформулировали свои взгляды и отношение к фильму, высказали свою точку зрения на происходящее в фильме и в стране.

С глубочайшим удовлетворением можно сказать, что второй день прошел насыщенно и очень полезно!

 

ДЕНЬ ТРЕТИЙ, 2 февраля

Третий день начался с лекции заместителя руководителя Департамента международного сотрудничества Правительства г. Москвы Владимира Владимировича Лебедева на тему: «Стратегии международного развития Москвы», которая очень заинтересовала слушателей.

Владимир Владимирович принял участие в презентациях проектов групп по результатам деловой игры, дал весьма ценные замечания участникам, представлявшим результаты своей работы.

Подведение итогов и объявление результатов деловой игры завершил П.А.Демидов.Участники проектов получили развернутую, объективную, с чувством юмора оценку своей работы.

 После случившегося очень «некстати» обеда (подведение итогов деловой игры вышло за рамки отведенного времени, но этого, кажется, никто даже не заметил), состоялся мастер - класс Олега Юрьевича Солодухина, вице-президента ЗАО «Компания развития общественных связей» (КРОС) на тему: «Политический технолог и специалист по PR: сходства и различия», очень насыщенный доклад о заманчивых перспективах, которые открываются для тех, кто учится в магистратуре нашего факультета.

 

 ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ, 3 февраля

В последний день занятий в Зимней Школе вечером декан факультета Андрей Юрьевич Мельвиль торжественно вручил сертификаты всем слушателям Зимней Школы по политологии.  

З.А. Артюхина,

заместитель декана по магистратуре

                                                                               

В заключение приведем  мнение самих участников Зимней школы по политологии.  

Стратегический ум, креативное мышление и чувство юмор стали залогом успеха участников зимней школы по прикладной политологии                                                                                     

 

Vivant professores!

Vivat membrum quodlibet!

Vivant membra quaelibet!

Semper sint in flore!

         Зимние каникулы студентов проходят по-разному. Бывают зажигательные  и невероятно шумные, а некоторым по душе тишина, покой и  рефлексия под любимую музыку.  Кажется невозможным  сочетать эти две ипостаси, две, казалось, крайности. Но, жизнь полна чудес, а человек – творец   своей судьбы, способен  объединить душевный покой, интеллектуальную работу и праздничное времяпрепровозжение. Именно таким и стал лейтмотив зимней школы по политологии ГУ-ВШЭ 2011. 

         В уютном и тихом пансионате Голицыно, укутанном снегом и окруженным  высокими соснами, студенты провели четыре дня,  насыщенных  лекциями, семинарами, деловыми играми, и имели возможность лично пообщаться и задать все интересующие вопросы преподавателям факультета политологии НИУ-ВШЭ. День быстро сменялся вечером, а ужин – прогулками и беседами по аллеям пансионата, освещенным  фонарями, что предавало таинственную романтику и располагало студентов к дружественному общению.

         Эти четыре дня, с 31 января по 4 февраля, собрали  талантливых и одаренных студентов со всей бескрайней России, которые быстро нашли общие темы для разговоров, дебатов и дискуссии, веселья и шуток.

         Организаторы школы продемонстрировали  уникальные курсы магистерских программ и провели ряд лекций, мастер-классов, семинарских занятий, а в заключение была проведена деловая игра по тематике «Стратегии развития города Москвы» под руководством П.А. Демидова, которая позволила студентам раскрыть свои таланты  ораторства и убеждения, ведения дискуссий, умения быть лидером и организовать команду, анализировать актуальные проблемы и предлагать альтернативные  управленческие решения, с учетом анализа современной политической ситуации. К составу жюри, после своей лекции, присоединился В.В. Лебедев – зам. руководителя Департамента международного сотрудничества правительства Москвы,  который прокомментировал все идей команд и оценил перспективы их реализации.  По окончанию игры были подведены итоги, а оценка поведения лидеров команд, в сочетании юмором, никого не оставил разочарованным.

         Каждый из ребят, будучи самодостаточной личностью, показал готовность и способность работать в команде, выделять лидера и возлагать на него ответственность по представлению  проектов команд, при этом обеспечивая крепкий тыл.

         Лекции по фундаментальным аспектам прикладной политологии, таким как «Условия и пределы демократизации»; «Авторитарный синдром в современной политике»  вызвали интересные обсуждения  о приоритете количественных и качественных методов политологического исследования. А.Ю. Мельвиль в своей лекции затронул новые исследования НПО, которые выдвигают иерархию критериев по оценке индекса (уровня и качества) демократии.  Андрей Юрьевич подчеркнул, что в основе консолидации демократии  лежат весьма глубинные показатели состояния  развитости общества, первым из которых является уровень детской смертности.

         Марк Юрьевич Урнов в своей лекции, посвященной эмоции в политическом процессе, затронул социокультурный аспект исследования социально-политического процесса. Основной тезис заключался в следующем:  общество имеет импульс к развитию, если в нем  активно проявляют свои позиции референтные групп (элиты), на плечах которых лежит целеполагание. Элиты как трансляторы политических ценностей обеспечивают  легальную конкуренцию, благодаря которой появляются альтернативные ценности. Тем самым, в общественно-политическом дискурсе появляется оптимальный вариант ценностных основ поведения, как в процессе осознанного политического выбора, так и нравственных ориентиров.

         Каждая из лекций была сердцевиной (отражением) будущей магистерской программы, на которые пригласили всех участников зимней школы. Многочисленные вопросы по поводу олимпиады и перспектив будущих магистров факультета прикладной политологии, привели к тому, что даже во время коротких перерывов на обед и ужин, участники зимней школы использовали для того, чтобы лично пообщаться с преподавателями.

         Классическая высшая школа была «разбавлена»  киноклубом: показан был интересный, правдивый и выражающий дух времени фильм «Бумер». Каждый из участников выразил свое понимание проблемы «кризиса субъектности» с учетом специфики своего региона. Социально-политическая проблематика фильма была дополнена  весьма интересной дискуссией о философии души  -  русской земли, частица которой живет в каждом из нас, независимо от национальной и религиозной принадлежности.

         Ожидания,  с которыми я приехала сюда не оправдали себя с точки зрения того, что получила намного больше, чем предполагала. По-иному я взглянула на  будущих своих коллег, которые, будучи простыми  и добрыми людьми, показали силу воли и эрудированность, что в сочетании с чувством юмора, превращало каждое занятие в увлекательную беседу, где все были на равных началах. Конструктивная критика руководителей деловой игры и  преподавателей  позволило нам, участникам, глубже, шире взглянуть на наши возможности, способности, усовершенствовав которые, каждый из нас  будет обладать тем конкурентным преимуществом, ведь каждый из нас уникален и по своему неповторим.

 

С благодарностью,

Космачёв Михаил

Мовсисян Ануш

Студенты Российского университета дружбы народов