Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20, каб. 209-210
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *15262
Email: mtomakh@hse.ru
С 1 апреля 2025 года вступают в силу новые правила, обязывающие заказчиков использовать Единую информационную систему (ЕИС) на всех этапах заключения, изменения и расторжения контрактов в рамках Федерального закона № 44-ФЗ.
1. Обязательное заключение контрактов через ЕИС:
С 01.04.2025 вступает в силу требование о заключении контрактов через Единую информационную систему (ЕИС) при закупках у единственного поставщика по пунктам 2 (кроме исключений), 6, 6.1, 11, 12, 54 и 55 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. До 31.03.2025 заказчики вправе добровольно применять это правило с 01.01.2025.
В остальных случаях закупок у единственного поставщика (кроме пунктов 4, 5, 23, 42, 44 и 46) использование ЕИС также возможно с 01.01.2025. Проекты контрактов перед подписанием проходят контроль органа надзора в ЕИС, включая проверку источника финансирования и предельного размера аванса.
2. Дополнительные соглашения через ЕИС:
С 01.04.2025 все дополнительные соглашения к контрактам, заключенным по электронным процедурам, должны заключаться через ЕИС. Новые правила распространяются на контракты, заключенные до 01.04.2025, если они были оформлены через ЕИС и к ним ранее не заключались соглашения об изменении условий контракта без использования ЕИС. Контроль проекта дополнительного соглашения проводится при изменении объекта закупки, источника финансирования или размера аванса.
3. Расторжение контрактов через ЕИС:
С 01.04.2025 соглашения о расторжении контрактов, заключенных по результатам электронных процедур, также должны заключаться исключительно через ЕИС. Такие соглашения не направляются на проверку в орган контроля, проходя автоматический контроль в системе. Сведения о бюджетных обязательствах, сформированные в ЕИС, все же подлежат проверке органом контроля через личный кабинет.
Нормативные документы:
- Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ;
- Федеральный закон от 08.08.2024 № 318-ФЗ;
- Письмо УФК по г. Москве от 05.03.2025 № 73-19-17/19- 3258.
Перечень проектов нормативных правовых актов за март 2025г. в сфере закупок (44-ФЗ, 223-ФЗ) и в области имущественных торгов.
Федеральным законом от 8 августа 2024 г. № 318-ФЗ внесены оптимизирующие изменения в нормы по импортозамещению при проведение государственных и корпоративных закупок (Законы № 44-ФЗ и №223-ФЗ).
В Законе № 44-ФЗ:
I. с 19 августа 2024 года:
● изменены сроки вступления в силу вносящих изменения в Закон № 44-ФЗ законов (ч. 5 ст. 2 «… вступают в силу не ранее 1 января очередного календарного года, следующего за годом их принятия, за исключением случаев их принятия после 1 ноября текущего календарного года, при которых такие федеральные законы вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за очередным календарным годом.»);
● исключены положения, которые применялись до 31.12.2020 в соответствии с Федеральным законом от 27.02.2020 № 27-ФЗ (пункты 6 – 9 ч. 2 ст. 1), а также утратили силу п. 5.1, 5.2, 28.1, 30.1 ч. 1 ст. 93 – временные нормы, введенные Федеральными законами от 08.03.2022 № 46-ФЗ и от 27.02.2020 № 27-ФЗ;
● уточнен порядок проверки соответствия участников закупки установленным ст. 31 требованиям (ч. 8 ст. 31 «Комиссия по осуществлению закупок или заказчик (при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи) вправе проверять соответствие участников закупок требованиям … Комиссия по осуществлению закупок или заказчик не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать …»);
● определен кворум для работы приемочной комиссии – не менее 50 % общего числа ее членов (ч. 6 ст. 94 «…Приемочная комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в заседании приемочной комиссии участвует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Полномочия члена приемочной комиссии не могут быть переданы другому лицу.);
II. с 1 октября 2024 года:
● внесены изменения в порядок приостановления контрольным органом процедуры определения поставщика в части заключения контракта (ч. 7 ст. 106 «… (в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 24 настоящего Федерального закона), …»);
III. с 1 января 2025 года:
● оптимизировали нормы, устанавливающие условия и порядок применения запрета, ограничения и преимущества в целях обеспечения возможности заключения контракта с поставщиком, предлагающим к поставке товара российского происхождения. Также определено, что Правительство РФ вправе установить особенности применения до 31.12.2025 импортозамещающих мер при закупках лекарств и медизделий (новая редакция ст. 14). Основные изменения: вместо прежних условий допуска установлено преимущество в 15 %, которое «включается» только при выборе победителя, но контракт заключается по предложенной цене без снижения; при ограничениях – единое правило для всех – «второй лишний»; импортозамещение теперь работает и при закупках работ и услуг; нормы о нацрежиме не будут применять силовые органы при закупках в целях безопасности государства;
● Правительство РФ наделено правом устанавливать случаи приравнивания заявки с российским товаром к заявке с иностранным товаром при условии, что на закупку подана заявка о поставке товара, в большей степени относящегося к российской промышленной продукции (ч. 6 ст. 27);
● в ст. 14 определены новые правила и сроки составления отчета о закупках российской продукции (прежняя ст. 30.1 утрачивает силу);
● большое количество изменений и уточнений формулировок и норм связаны с приведением понятийного аппарата к положениям новой редакции ст. 14;
● упрощена процедура передачи Федеральному казначейству полномочий по контролю в сфере закупок, осуществляемых региональными и муниципальными финорганами (ч. 7 ст. 99);
● внесены изменения, которые регламентируют осуществление закупок ТРУ заказчиками путем проведения закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – МВД России и Росрезерв будут осуществлять свои закупки закрытыми способами (п. 5 ч. 11 ст. 24: пп. «а» - «… в сфере внутренних дел, в сфере управления государственным материальным резервом …»; пп. «б» - «…Правительство Российской Федерации вправе определить политические или экономические санкции и (или) меры ограничительного характера, введение или отмена которых в отношении указанного заказчика является основанием для включения указанного заказчика в этот перечень или исключения из него;»).
В Федеральном законе от 02.07.2021 № 360-ФЗ предусмотрены следующие изменения, касающиеся Закона № 44-ФЗ и вступающие в силу с 19 августа 2024 г.:
● на полгода (до 30.06.2025) перенесена обязанность по заключению контракта с ед. поставщиком по пп. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 с использованием ЕИС, с 01.01.2025 – это право заказчиков;
● обязанность по заключению соглашений об изменении и расторжении контрактов с использованием ЕИС перенесли на 01.04.2025.
В Законе № 223-ФЗ:
● введена новая статья 3.1-4, в которой изложены основные принципы и рамки применения нацрежима по аналогии с новой редакцией ст. 14 Закона № 44-ФЗ;
● при участии в неконкурентных закупках предусмотрена обязательная подача заявок (или иных предусмотренных положением о закупке документов).
Положения о закупках необходимо будет привести в соответствие с новыми нормами до 1 января 2025 г., а типовые положения – до 1 декабря 2024 г.
Начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Ольга Горбачева рассказывает о правоприменительной практике рассмотрения жалоб, поступающих на проведение закупок по 223-ФЗ.
В выпуске обзор дел:
Полную версию обзора можно посмотреть на сайте ФАС России https://fas.gov.ru/p/videos/3204
Минюст России зарегистрировал приказ Федеральной антимонопольной службы от 07.12.2022 № 938/22 «О внесении изменений в Порядок ведения реестра недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения данного реестра, утверждённый приказом ФАС России от 14 апреля 2015 г. № 247/15».
Как указывает ФАС России (www.fas.gov.ru), ранее центральный аппарат ФАС России и ее территориальные органы обменивались информацией посредством электронной почты и официальной переписки. При этом сам реестр велся «вручную» в специальной таблице.
Теперь обмен информацией происходит с помощью платформы ГИС Торги. На ней у сотрудников центрального аппарата и региональных управлений есть личные кабинеты, через которые осуществляется обновление реестра.
Территориальные органы направляют сведения о недобросовестном участнике в ФАС России. Сотрудники центрального аппарата проводят проверку полученной информации и размещают ее в реестр.
Сведения содержатся в реестре 2 года и по истечении срока исключаются автоматически.
Ранее, ФАС России был издан приказ от 21.03.2023 № 147/23 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров‚ предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", который зарегистрирован Минюстом России 19 мая 2023 года.
Необходимо отметить, что цифровизация процесса проведения торгов государственным (муниципальным) имуществом и порядка ведения реестра недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности значительно являются важными событиями и положительно повлияют на ситуацию на рынке продажи государственного (муниципального) имущества и продажи или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Мы надеемся, что ФАС России не остановится на достигнутом и продолжит поступательное движение по пути совершенствования законодательства о публичных торгах, в том числе и части унификации правил проведения торгов вне зависимости от категории имущества.