Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20, каб. 209-210
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *15262
Email: mtomakh@hse.ru
Федеральным законом от 8 августа 2024 г. № 318-ФЗ внесены оптимизирующие изменения в нормы по импортозамещению при проведение государственных и корпоративных закупок (Законы № 44-ФЗ и №223-ФЗ).
В Законе № 44-ФЗ:
I. с 19 августа 2024 года:
● изменены сроки вступления в силу вносящих изменения в Закон № 44-ФЗ законов (ч. 5 ст. 2 «… вступают в силу не ранее 1 января очередного календарного года, следующего за годом их принятия, за исключением случаев их принятия после 1 ноября текущего календарного года, при которых такие федеральные законы вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за очередным календарным годом.»);
● исключены положения, которые применялись до 31.12.2020 в соответствии с Федеральным законом от 27.02.2020 № 27-ФЗ (пункты 6 – 9 ч. 2 ст. 1), а также утратили силу п. 5.1, 5.2, 28.1, 30.1 ч. 1 ст. 93 – временные нормы, введенные Федеральными законами от 08.03.2022 № 46-ФЗ и от 27.02.2020 № 27-ФЗ;
● уточнен порядок проверки соответствия участников закупки установленным ст. 31 требованиям (ч. 8 ст. 31 «Комиссия по осуществлению закупок или заказчик (при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи) вправе проверять соответствие участников закупок требованиям … Комиссия по осуществлению закупок или заказчик не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать …»);
● определен кворум для работы приемочной комиссии – не менее 50 % общего числа ее членов (ч. 6 ст. 94 «…Приемочная комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в заседании приемочной комиссии участвует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Полномочия члена приемочной комиссии не могут быть переданы другому лицу.);
II. с 1 октября 2024 года:
● внесены изменения в порядок приостановления контрольным органом процедуры определения поставщика в части заключения контракта (ч. 7 ст. 106 «… (в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 24 настоящего Федерального закона), …»);
III. с 1 января 2025 года:
● оптимизировали нормы, устанавливающие условия и порядок применения запрета, ограничения и преимущества в целях обеспечения возможности заключения контракта с поставщиком, предлагающим к поставке товара российского происхождения. Также определено, что Правительство РФ вправе установить особенности применения до 31.12.2025 импортозамещающих мер при закупках лекарств и медизделий (новая редакция ст. 14). Основные изменения: вместо прежних условий допуска установлено преимущество в 15 %, которое «включается» только при выборе победителя, но контракт заключается по предложенной цене без снижения; при ограничениях – единое правило для всех – «второй лишний»; импортозамещение теперь работает и при закупках работ и услуг; нормы о нацрежиме не будут применять силовые органы при закупках в целях безопасности государства;
● Правительство РФ наделено правом устанавливать случаи приравнивания заявки с российским товаром к заявке с иностранным товаром при условии, что на закупку подана заявка о поставке товара, в большей степени относящегося к российской промышленной продукции (ч. 6 ст. 27);
● в ст. 14 определены новые правила и сроки составления отчета о закупках российской продукции (прежняя ст. 30.1 утрачивает силу);
● большое количество изменений и уточнений формулировок и норм связаны с приведением понятийного аппарата к положениям новой редакции ст. 14;
● упрощена процедура передачи Федеральному казначейству полномочий по контролю в сфере закупок, осуществляемых региональными и муниципальными финорганами (ч. 7 ст. 99);
● внесены изменения, которые регламентируют осуществление закупок ТРУ заказчиками путем проведения закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – МВД России и Росрезерв будут осуществлять свои закупки закрытыми способами (п. 5 ч. 11 ст. 24: пп. «а» - «… в сфере внутренних дел, в сфере управления государственным материальным резервом …»; пп. «б» - «…Правительство Российской Федерации вправе определить политические или экономические санкции и (или) меры ограничительного характера, введение или отмена которых в отношении указанного заказчика является основанием для включения указанного заказчика в этот перечень или исключения из него;»).
В Федеральном законе от 02.07.2021 № 360-ФЗ предусмотрены следующие изменения, касающиеся Закона № 44-ФЗ и вступающие в силу с 19 августа 2024 г.:
● на полгода (до 30.06.2025) перенесена обязанность по заключению контракта с ед. поставщиком по пп. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 с использованием ЕИС, с 01.01.2025 – это право заказчиков;
● обязанность по заключению соглашений об изменении и расторжении контрактов с использованием ЕИС перенесли на 01.04.2025.
В Законе № 223-ФЗ:
● введена новая статья 3.1-4, в которой изложены основные принципы и рамки применения нацрежима по аналогии с новой редакцией ст. 14 Закона № 44-ФЗ;
● при участии в неконкурентных закупках предусмотрена обязательная подача заявок (или иных предусмотренных положением о закупке документов).
Положения о закупках необходимо будет привести в соответствие с новыми нормами до 1 января 2025 г., а типовые положения – до 1 декабря 2024 г.
Начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Ольга Горбачева рассказывает о правоприменительной практике рассмотрения жалоб, поступающих на проведение закупок по 223-ФЗ.
В выпуске обзор дел:
Полную версию обзора можно посмотреть на сайте ФАС России https://fas.gov.ru/p/videos/3204
Минюстом России зарегистрирован приказ Федеральной антимонопольной службы от 07.12.2022 № 938/22 «О внесении изменений в Порядок ведения реестра недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения данного реестра, утверждённый приказом ФАС России от 14 апреля 2015 г. № 247/15».
Как указывает ФАС России (www.fas.gov.ru), ранее центральный аппарат ФАС России и ее территориальные органы обменивались информацией посредством электронной почты и официальной переписки. При этом сам реестр велся «вручную» в специальной таблице.
Теперь обмен информацией происходит с помощью платформы ГИС Торги. На ней у сотрудников центрального аппарата и региональных управлений есть личные кабинеты, через которые осуществляется обновление реестра.
Территориальные органы направляют сведения о недобросовестном участнике в ФАС России. Сотрудники центрального аппарата проводят проверку полученной информации и размещают ее в реестр.
Сведения содержатся в реестре 2 года и по истечении срока исключаются автоматически.
Ранее, ФАС России был издан приказ от 21.03.2023 № 147/23 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров‚ предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", который зарегистрирован Минюстом России 19 мая 2023 года.
Необходимо отметить, что цифровизация процесса проведения торгов государственным (муниципальным) имуществом и порядка ведения реестра недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности значительно являются важными событиями и положительно повлияют на ситуацию на рынке продажи государственного (муниципального) имущества и продажи или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Мы надеемся, что ФАС России не остановится на достигнутом и продолжит поступательное движение по пути совершенствования законодательства о публичных торгах, в том числе и части унификации правил проведения торгов вне зависимости от категории имущества.