• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН

Круглый стол «Мировой опыт повышения эффективности государственных закупок. Эффективные закупки: цели, ресурсы, оценка, контроль. Государственная политика в сфере закупок – высокоточный инструмент регулирования внутреннего рынка»

6 октября 2023 года состоялся круглый стол на тему «Мировой опыт повышения эффективности государственных закупок. Эффективные закупки: цели, ресурсы, оценка, контроль. Государственная политика в сфере закупок – высокоточный инструмент регулирования внутреннего рынка», реализованный в рамках проводимого на базе кафедры управления государственными и муниципальными заказами НИУ ВШЭ научного исследования.

В работе круглого стола приняли участие представители НИУ ВШЭ, Управления контроля размещения государственного заказа и Управления по борьбе с картелями ФАС России, Департамента города Москвы по конкурентной политике, Департамента экономической политики и развития города Москвы, Международного центра конкурентного права и политики БРИКС, Общероссийской Общественной организации «Деловая Россия», представители Китая, ЮАР и Италии, а также иные эксперты в сфере госзаказа.

На круглом столе участники обсуждали вопросы, связанные с:

  • основами и принципами организации системы государственных закупок в исследованных странах, а также направления дальнейшего развития;
  • подходами к оценке эффективности государственных закупок в исследованных странах, в том числе в Российской Федерации;
  • влиянием государственных закупок на социально-экономические аспекты развития государства.

Во вступительном слове профессор Андрей Цариковский, заведующий кафедрой управления государственными и муниципальными заказами НИУ ВШЭ, акцентировал внимание, что «в нынешних политических и экономических реалиях страны БРИКС во многом наиболее близки нам. Возникающие новые вызовы в равной степени характерны и для России, и для стран-участниц БРИКС. Законодательство же ряда зарубежных стран успело устареть, тем самым превратилось из "локомотива" в "тормоз", препятствуя дальнейшему развитию сферы закупок. Его можно сравнить с "антикварной вазой" – красива и идеальна, но цветы в неё не поставишь – рассохлась и потрескалась».

Иван Щербаков, Руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике в своем выступлении отметил, что «Москва как крупнейший из заказчиков, обладая многочисленной спецификой, широко применяет дополнительное регулирование сферы закупок. Изучение мирового опыта осуществления государственных закупок само по себе интересно, но зачастую модели и институты регулирования сферы госзаказа на прямую к нам не применимы. В связи с чем целесообразно рассматривать мировые подходы к организации и проведению закупок после их адаптации к российскому законодательству».

Анастасия Жлукта, заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, поделилась с участниками круглого стола применяемыми контрольным органом подходами и методами к оценке эффективности контроля, отдельно отметив необходимость соразмерности контрольных мероприятий с выявленными нарушениями, а также короткие сроки их проведения.

Тембинкоси Бонакале, профессор Витватерсрандский университет, экс-комиссионер Комиссии по конкуренции ЮАР, в своем выступлении обратил внимание присутствовавших на то, что в настоящее время в ЮАР подготовлен новый закон о регулировании госзакупок, направленный в том числе на повышение прозрачности закупок и устранению коллизии интересов и коррупции в сфере закупок. Отдельно отметил высокую роль централизации системы госзакупок в ЮАР, необходимости создания с целью контроля и мониторинга, повышения транспарентности и прозрачности закупок центрального офиса, занимающегося закупками, надзором и мониторингом.

Джан Марко Солас, юрист и ведущий эксперт Центра конкурентного права и политики БРИКС, Высшая школа экономики, рассказал о протекционизме в сфере госзакупок и его влиянии на развитие экономики страны, обратил внимание на некоторые кодифицированные принципы законодательства Италии в сфере госзакупок, а именно, - результативность (достижение), доверие и доступ к рынку, направленных на соблюдение интересов общества.

Ван Цунху, профессор Школы государственного управления Китайского народного университета, консультант Министерства финансов по работе онлайн-платформы госзакупок, советник Китайской онлайн-платформы закупок и тендеров, обратил внимание присутствующих на следующие особенности организации системы госзакупок в Китае и тенденции ее развития, такие как – единство экспертного ресурса, внедрение инновационного надзора, реформирование системы госзакупок в части объединения в один закон федерального и муниципального уровней, ухода от излишней бюрократизации процессов. Также Ван Цунху отдельно отметил и высоко оценил проведенное исследование в части изучения системы госзакупок КНР членами рабочей группы при кафедре управления государственными и муниципальными заказами НИУ ВШЭ.

В ходе 1-й сессии «Эффективность системы закупок. Критерии и показатели эффективности системы в сфере закупок.» круглого стола заместитель руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Александр Зинин рассказал участникам об особенностях осуществления госзакупок в городе Москве, в том числе – применяемый классификатор продукции и расширяющий его справочник товаров, работ, услуг; автоматизированный контроль выбора способа закупки товаров, работ, услуг из аукционного перечня; наличие типовых комплектов документации; применение упреждающего мониторинга при осуществлении закупок; проведение отдельной независимой экспертизы начальной (максимальной) цены контракта.

Михаил Шихмурадов, эксперт Международного центра конкурентного права и политики БРИКС выступил с докладом «Понятие эффективности системы закупок. Критерии и показатели эффективности системы в сфере закупок. Мировая практика.», отметив зависимость эффективности от различных факторов, таких как законодательная и нормативная база, институциональная структура, имеющиеся практики и процедуры, использование электронных средств, конкуренция и прозрачность, ответственность и механизмы жалоб.

В ходе 2-й и 3-й сессий круглого стола членами рабочей группы при кафедре управления государственными и муниципальными заказами НИУ ВШЭ представлены доклады: Марией Томах по теме «Методология сравнительного анализа системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд заказчиков в исследуемых странах. Обзор нормативного регулирования и практик (мер развития) сферы закупок товаров, работ, услуг для нужд заказчиков зарубежных стран.»; Кириллом Табаковым «Анализ законодательства Китая в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.»; Валентиной Самординой «Анализ законодательства Египта в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.».

После выступлений членов рабочей группы участники мероприятия продолжили обсуждение проблематики встречи.

В завершение мероприятия модератор дискуссии, доцент кафедры управления государственными и муниципальными заказами НИУ ВШЭ Вадим Соловьев подвел его итоги.

Участники мероприятия дали высокую оценку комплексному подходу к изучению мирового опыта системы госзакупок в исследуемых странах, а также пришли к единому мнению о необходимости проведения дальнейшего изучения законодательства и практик осуществления закупок в зарубежных странах и оценки возможности внедрения в Российской Федерации выявленных лучших правовых норм и практик в целях повышения эффективности осуществления государственных и муниципальных закупок и их результативности.

Участниками круглого стола принято решение о подготовке резолюции.