• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Ананьевские чтения—2024»: репортаж о событии

16–18 октября в СПбГУ состоялась международная конференция «Ананьевские чтения», приуроченная к 80–летию кафедры общей психологии СПбГУ. Дмитрий Коршунов, участник научно–учебной группы «Лаборатория развития личности», поучаствовал в событии в формате офлайн и делится своими впечатлениями.

Конференцию открывала профессор Светлана Костромина (СПбГУ), которая подчеркнула гражданскую смелость и неоценимый вклад Бориса Герасимовича Ананьева в становлении психологии в санкт-петербургском университете. Она отметила важную веху 1944 года, когда университет вернулся в Ленинград из эвакуации в Саратове. Тогда Б.Г. Ананьев вместе с единомышленниками открыли кафедру общей психологии.
 
Пленарные доклады были посвящены истории психологии в СПбГУ и фундаментальным проблемам психологии. Вместе с этим спикеры поздравляли руководителей кафедры общей психологии со знаменательной датой, что создавало дружескую и праздничную атмосферу мероприятия.
 
Александра Ловягина (СПбГУ) очертила исторический путь общей психологии в Санкт-Петербурге с конца XIX века по настоящее время. Предпосылки науки возникли еще в конце XIX—начале XX века, когда вышли первые фундаментальные и экспериментальные исследования психики и души человека. Однако зарождение кафедры общей психологии началось в 1940–е годы, когда Б.Г. Ананьев работал в Институте мозга, где нашел единомышленников, интересующихся разработкой психологии. Приверженность экспериментальным методам и исследованиям на стыке физиологии и психологии легла в основу Ленинградской школы психологии. В то же десятилетие на факультете философии ЛГУ открывается кафедра общей психологии под руководством Б.Г. Ананьева. Во главу угла была поставлена проблема целостного изучения человека. В течение следующих 20 лет кафедра подготовила плеяду выдающихся ученых, таких как Л.М. Веккер, Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев, и наработала базу для открытия полноценного факультета. В 1966 году начинает работу факультет психологии ЛГУ. Выходят фундаментальные труды по человекознанию и организации психических процессов. В дальнейшей факультет пережил темные времена 90–ых и в настоящее время продолжает исследования фундаментальных вопросов психологии.
 
Докладчики обсудили и общие вопросы развития научной психологии. Виктор Аллахвердов (Институт мозга человека РАН) затронул проблему феноменологических и фундаментальных теорий в психологии и проиллюстрировал ее на примере изучения сознания в когнитивной психологии. Гордана Йованович (Белградский университет) подняла вопрос о многообразии человеческих миров и трудности их изучения в психологии. Профессор отметила, что несмотря на развития идей гуманизма, возникли сильные социальные институты, направленные на подавление субъектности человека. Елена Сергиенко (Институт психологии РАН) представила результаты обобщения различных подходов в отечественной психологии и выделила их общие тенденции: полипарадигмальность и проведение междисциплинарных мостов. Вероника Нуркова (МГУ им М.В. Ломоносова, Институт психологии РАН) обсудила различные культурные технологии забывания.
 
Завершила пленарную часть Ирина Мироненко (СПбГУ) докладом о потенциале идей Ананьева в условиях острого запроса на индивидуальность человека и проблемы расчеловечивания. Так, основатель Ленинградской школы психологии Б.Г. Ананьев выдвинул два тезиса: во-первых, эволюция человека продолжается и, во-вторых, индивидуализация и специализация являются путями прогрессивного развития человека.
 
На следующий день Дмитрий Коршунов посетил секцию по психологии личности, которая вызвала живой интерес у слушателей. Александр Асмолов (МГУ им М.В. Ломоносова, РАО) акцентировал внимание на феномене уникальности человека, ее роли в эволюции и важности поддержания и развития этого свойства в человеке в настоящее время. Современный контур академической психологии очертил Дмитрий Леонтьев (НИУ ВШЭ), проследив неклассический вектор в науке. Наталия Гришина (СПбГУ) подняла проблему изучения целостности личности и предложила контекстуальный подход как один из способов ее решения. Татьяна Марцинковская (РГГУ) призвала к поиску новых методов изучения «хрупкого» мира, а Дмитрий Хорошилов (РГГУ) продемонстрировал роль исследователя в изучении сложных феноменов качественными методами.
 
Участник научно–учебной группы «Лаборатория развития личности» Дмитрий Коршунов выступил с докладом «Качественное исследование феноменологии внутреннего диалога». На материале интервью удалось выявить некоторые функциональные особенности внутреннего диалога. Была построена модель, согласно которой существуют две траектории протекания внутреннего диалога: условно позитивная, связанная с выполнением функций самопознания, самоподдержки и приводящая к позитивным личностным изменениям, и условно негативная, во время которой происходит утрата контроли над внутренней полифонией, что вынуждает прекратить общение с самим собой.
 
Благодарим организаторов конференции и ведущих секции по психологии личности за столь содержательное и масштабное событие! Присоединяемся к поздравлениям с 80–летием кафедры общей психологии СПбГУ!

Подробнее о событии можно ухнать на сайте конференцииЗаписи пленарных докладов и некоторых других мероприятий можно посмотреть в группе конференции в VK.