• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наследие Л.С. Выготского: репортаж о событии

12 сентября 2024 года прошёл Круглый стол, посвященный развитию культурно-исторической психологии. Участники научно-учебной группы «Лаборатория развития личности» Дмитрий Коршунов и Юлия Витко делятся впечатлениями о событии.

12 сентября 2024 года в стенах Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) состоялся Международный круглый стол «Культурно-историческая психология: вчера, сегодня, завтра», на котором обсуждались ключевые идеи подхода и перспективы его применения в контексте вызовов практики и современности.
Тон дискуссии задал академик А.Г. Асмолов (МГУ им. М.В. Ломоносова, РАО), подчеркнувший важность идей Л.С. Выготского в зарождении и становлении неклассического вектора в отечественной и мировой психологии. Взгляды Льва Семеновича, в частности, открыли путь для изучения функции сознания в интерпретации и конструировании реальности человеком.
Многие спикеры подняли проблему выхолащивания смысла культурно-исторической концепции и незавершенности этого проекта по сей день. Так, М. Дафермос (Университет Крита, Греция) заявил о важности возвращения к истокам культурно-исторической психологии и разработки ее единой системы категорий. А.А. Марголис (МГППУ) выразил опасение, что на фоне мейнстрима идей Л.С. Выготского происходит существенное недопонимание и упрощение их сути. В.К. Зарецкий (МГППУ) поделился промежуточными результатами собственного проекта по разработке дерева культурно-исторической психологии, на котором будет отражено ее развитие от зарождения до современности. Осмысление положений культурно-исторической психологии — это актуальный вызов для психологии в настоящее время.
Спикеры обсудили некоторые ключевые категории концепции Л.С. Выготского и современные исследования, вдохновленные этой логикой. Говоря о философском базисе культурно-исторической психологии, профессор А.Д, Майданский (БелГУ, ИФ РАН) акцентировал внимание на интересе Льва Семеновича к трудам Спинозы в 1930-ые годы, сквозь призму которых он подходил к изучению сознания и воли. Однако это вызвало непонимание со стороны соратников ученого и повлекло раскол в научной школе. Академик Ш.А. Амонашвили (МГПУ, РАО) рассказал об опыте создания гуманной педагогики как уникального направления в образовании. Н.Н. Нечаев (МГППУ) осветил основные вехи становления понятия развития. А.Б. Холмогорова (МГППУ) выразила беспокойство о современной ситуации развития студентов, которую она характеризует как неблагополучную, провоцирующую чрезмерный перфекционизм и усиливающую выраженность депрессии.
О современном облике культурно-исторической психологии высказался Д.А. Леонтьев (НИУ ВШЭ). Он отметил, что развитие и применение ее идей возможно только в контексте современных научных и жизненных вызовов. С.Г. Косарецкий (НИУ ВШЭ) обратил внимание на острый запрос зарубежных психологов в установлении диалога с российскими учеными и экспертизе в области культурно-деятельностной парадигмы.
Слова спикеров подчеркивают, что идеи Л.С. Выготского оказываются востребованными в современном научном поле. Как в отечественном, так и мировом контексте развиваются подходы, продолжающие положения культурно-исторической психологии. Однако ее потенциал еще далеко не раскрыт, и нам как современным психологам важно вернуться к истокам, чтобы понять смысл идей и мыслей Л.С. Выготского.
Участники круглого стола благодарят модераторов круглого стола А.Г. Асмолова, А.А. Марголиса и В.В. Рубцова, а также всех спикеров, за продуктивную дискуссию и демонстрацию актуальности наследия Л.С. Выготского.