Секция проекта на XIX международной научно-практической конференции молодых учёных «Векторы развития современной России-2021»: конспект выступлений
16 апреля состоялась секция «Самосохранительноеповедение и дефициты агентности: от онкологии до коронавируса и обратно» в рамках конференции «Векторы развития современной России – 2021». Секция была организована Борисом Белявским, одним из участников исследовательской группы «Онкология и дефициты агентности», которая рассматривает самосохранительноеповедение россиян с опорой на существующий контекст онкологических заболеваний.
Ключевым докладчиком была Мария Давыденко, которая представляла работу по теме «Дефицит агентностиили неоднозначность нормативных предписаний самозаботы? Анализ нарративов о старении, телесности и женственности». Исследовательница опиралась на концепцию «технологии себя», которая была описана Мишелем Фуко в труде «История сексуальности»: заботясь о себе, мы стремимся превратить себя в идеальных социальных субъектов. Рассматривая дискурс активного старения, который на западе существует дольше, чем в России, Мария подчеркивает изначальное противостояние существующего дискурса эйджизму: пожилым людям предоставлялись возможности для включения в социальный и экономический порядок, что позволило им сохранить высокий уровень агентности. Впоследствии критика такой точки зрения усматривала проблему в видении пожилых как однородной группы с одинаковым количеством ресурсом, чего в действительности быть не могло. Критика была дополнена неолиберальным тезисом, который предписывает ответственность за собственное благополучие самому индивиду, что нивелировало возможность государства директивно участвовать в дискурсе активного старения. В России также активно обсуждается возможность ухода от модели патерналистского государства и наделение высоким уровнем субъектности пожилых людей. Мария исследовала нарративы о старении с помощью интервью и фокус-групп с информантками. Переход к обществу потребления изменил взгляд на телесность и женственность – растет потребность в практиках поддержания «молодой» внешности, чтобы удовлетворить социальные ожидания. Точкой напряжения здесь становится доступ ресурсам. В связи с этим в нарративах возникает противоречие – сочетание чувства стыда с принятием собственной телесности. При этом функция принятия возлагается в том числе на государство, которое должно нормализовать отклонение от «идеального субъекта», существующего в нарративах как призрак без плоти – непонятно, как именно он должен выглядеть.
О пожилых людях также говорила Екатерина Павлова в рамках доклада «Конструирование гериатрического пациента в дискурсе медицинских профессионалов: уязвимость людей старшего возраста как ресурс для борьбы за профессиональную юрисдикцию». Рассматривая то, каким образом осмысляются пациенты пожилого возраста в рамках гериатрической профессии, исследовательница отмечает ограниченность медицинских работников в коммуникации с пожилыми людьми: гериатры должны не только сопровождать пациентов в рамках медицинских процедур, но и включать в свои компетенции налаживание их быта, который с возрастом меняется и становится новой точкой напряжения.
Было много сказано о том, каким образом ведут себя россияне в контексте рисков онкологических заболеваний. В докладе Угаровой Анастасии «Активная позиция индивидов в отношении собственного здоровья в контексте региональных различий: кейс онкологических заболеваний» исследовательница рассматривает статистику в области здоровья и социально-экономического положения россиян, выясняя различия в активности в отношения здоровья в зависимости от различных переменных, например возраста, уровня образования, дохода и в том числе наличия онкологического заболевания. Онкологическое заболевание как предиктор положительно влиял на активность в отношении здоровья.
В исследовании Елизаветы Говрат и Селезневой Елены «Перспективы введения онкоскрининговв России: результаты социологического исследования в Республике Татарстан» были выявлены факторы, снижающие и повышающие вероятность прохождения онкоскринингов у представителей республики. Чаще всего онкоскрининги проходят женщины, люди старше 40 лет, а также татары в сравнении с русским населением республики. Основной мотив для прохождения ранней диагностики – это желание как можно раньше узнать об онкологическом заболевании, особенно это касается тех, чьи близкие болели раком. Неявные факторы, повышающие вероятность прохождения онкосринингов, были озвучены в фокус-группах: бесплатность и отсутствие необходимости проявлять инициативу, что является критерием удобства.
В докладе Сергея Старцева и Дарьи Асатурян «“Не знать, но бояться”: Истоки и способы преодоления канцерофобии» ключевым аспектом было рассмотрение существующих страхов в контексте онкологических заболеваний и способы их «амортизации», как выражаются сами исследователи. В числе страхов были выделены низкий уровень или отсутствие контроля над заболеванием, сложность лечения, боязнь боли и распространенная метафора рака как приговора. Отдельно был выделен низкий уровень доверия к институтам медицины и опасения по поводу недостатка финансов на лечение – это наиболее специфические категории в понимании онкологического контекста в России. Способы нивелирования страха – редуцирование неопределенности до конкретных наборов факторов, которые могут рак вызвать. Были также выявлены узкий горизонт планирования и фатализм – страх нивелируется тем, что мы говорим о невозможности калькулирования рисков и смиряемся с текущей ситуацией.
Анастасия Тернюк в докладе «Фатализм в профилактике онкологии как форма рациональности» выделяет фатализм как ярко выраженную черту постсоветских обществ и объясняет как склонность к пассивному смирению перед лицом судьбы. Кажется, что в отношении здоровья россиянам свойственна фаталистичность. Но так ли это? Исследовательница выделяет управляемые аспекты здоровья и те, которымиуправлять невозможно. В контексте последних фатализм может стать формой рациональности и даже мотивацией к действию, что уводит от понимания его как бессилия и беспомощности.
Ключевыми темами доклада Вятчиной Марии «Практики само-заботы о здоровье и взаимодействие с биомедициной среди пациенток-мусульманок в Республике Татарстан» можно назвать влияние на здоровье религиозных систем и формирование региональной инфраструктуры в области здравоохранения: как врачи и религиозные эксперты дискутируют о приемлемости медицинских услуг. В Татарстане активно выстраивается халяльная инфраструктура, которая предлагает в том числе религиозно одобряемые медицинские практики. На примере пациенток-мусульманок видно, как дискурс о дозволении услуги влияет на идею благочестия и позволяет добиться более высокого уровня агентности, несмотря на существующий контекст власти со стороны семьи и религиозного института.
В выступлении Глуховой Марии «Спасение утопающих дело рук самих утопающих: формирование агентности студентов, столкнувшихся с депрессией, в условиях современного российского институционального контекста» рассматриваются представления о депрессии и их связь с субъектностью студентов. Неолиберальный императив предписывает людям с депрессией возвращение к полноценному функционированию, но общество стигматизирует способы преодоления депрессии. Студенты являются наиболее уязвимой группой: у них ограничены ресурсы, при этом они находятся в условиях неолиберального дискурса.
В докладе Лебедевой Дарьи «“Вот такую цену ты платишь”: локальная рациональность москвичей в отношении самосохранительного поведения и экологических рисков здоровью» поднимается вопрос о представлении индивида об экологической условиях и их влиянии на отношение к собственному здоровью. Отказ от проактивности в отношении экологической повестки в России может рассматриваться как локальная рациональность и выбор индивидов, а не как недостаток агентности. Изменение образа жизни в связи с экологической повесткой связано с большим количеством издержек, это не только финансовые ресурсы, но, например, повседневная рутина, поэтому индивиды часто предпочитают оставаться в местах с неблагоприятными экологическими условиями, несмотря на риск для здоровья.