• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гендерная экспертиза нормативно-правовых документов и государственное управление: пути формирования гендерно-сенситивной государственной политики в РФ

13 июня на очередном научном семинаре учебной группы выступила Марианна Муравьева, профессор Университета Хельсинки и Факультета права НИУ ВШЭ. Доклад был посвящен гендерной экспертизе нормативно-правовых документов и государственному управлению, а также способам формирования гендерно-сенситивной государственной политики в России.
Гендерная экспертиза как концепция появляется в середине 1990-х годов и представляет собой неотъемлемый элемент законотворческой деятельности государства. В ее фокусе находится понятие гендерного равенства, базового условия для успешного развития общества. Однако равенство не равно идентичность. Так, гендерное равенство на уровне международного права означает, что все люди могу делать выбор без ограничений. Различия признаются, оцениваются и рассматриваются равно.

В процедуру гендерной экспертизы входят следующие элементы:

1.    оценка соответствия нормативного правового акта нормам международного и российского права (в частности, Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Конституции РФ);

2.    анализ документа на предмет наличия в нем прямой или косвенной дискриминации;

3.    вынесение рекомендаций и предложений по документу с целью его приведения в соответствие с международными и внутригосударственными положениями по гендерному равенству.

Гендерная экспертиза включает в себя общую и специальную части. В первой из них прописываются цели документа, отрасли его действия, место документа в правовой иерархии, его соответствие положениям местного и международного права. Специальная часть содержит оценку эффективности и систематичности документа. Следует ли документ принципам гендерного равенства?  Ярким примером противоречия выступает Гражданский и Семейный кодексы РФ: если в первом документе прописывается принцип гендерного равенства, то во втором защита от дискриминации по половому признаку не гарантируется.

Гендерная экспертиза является частью гендерного мейнстриминга, представляющего собой рамку, в которой проводится гендерная экспертиза. Он действует как на политическом, так и на законодательном уровне.

В контексте российских реалий было отмечено, что в период последних пяти – десяти лет в стране стал особенно заметен «консервативный поворот» в законотворческой деятельности. Так, в конце 1990-х – начале 2000-х воля к достижению гендерного равенства и интерес к гендерной экспертизе четко прослеживались в официальных государственных дискурсах: был внесен на рассмотрение и принят Государственной Думой в первом чтении Федеральный закон «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации», в Санкт-Петербурге функционировал Совет по гендерному равенству под руководством тогдашнего губернатора города Валентины Матвиенко. Однако после 2010 года гендерная экспертиза перестала выноситься на рассмотрение, публичные государственные деятели все чаще стали обращаться к «традиционным ценностям», наблюдается так называемое «антигендерное движение».

Недостаток и отсутствие у государственных служащих в Российской Федерации знаний и навыков гендерной экспертизы является, по мнению спикера, серьезной проблемой. А потому представляется особенно важным обучать данному навыку студентов и студенток профильных образовательных программ.  

Презентация спикера доступна ниже:

Marianna Muravyeva_Gender Expertise (PDF, 485 Кб)