We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

Миллениалы

«Советский человек» уходит в прошлое. Двигателем социальных перемен стали люди, вступившие в самостоятельную жизнь в 1990–2000-е. Самое молодое взрослое поколение — миллениалы. Они формируют и ускоряют тренды, но «взрослеть» при этом не спешат. О парадоксах молодых и поколенческой разнице в современной России новое исследование профессора депатамента социологии НИУ ВШЭ Вадима Радаева.

Миллениалы

©Signature/ISTOCK

«Советский человек» уходит в прошлое. Двигателем социальных перемен стали люди, вступившие в самостоятельную жизнь в 1990–2000-е. Самое молодое взрослое поколение — миллениалы. Они формируют и ускоряют тренды, но «взрослеть» при этом не спешат.

О парадоксах молодых и поколенческой разнице в современной России новое исследование профессора НИУ ВШЭ Вадима Радаева.

Эпохи для ровесников

Межпоколенческие границы автор предлагает проводить, во-первых, не по годам рождения, а по периоду взросления, вступления во взрослую жизнь (в 17–25 лет, когда человек становится самостоятельным и наиболее восприимчив к изменениям в социуме); во-вторых, по ключевым и совместно пережитым историческим событиям и процессам (в новейшей отечественной истории это Великая Отечественная война, оттепель, застой, перестройка, либеральные реформы и стабилизация). В итоге картина российских поколений, по версии Вадима Радаева, выглядит так:

 Мобилизационное поколение

Годы рождения: 1938 и ранее (до Великой Отечественной войны). Период взросления: 1941–1956 (война и послевоенное десятилетие). Поколение также называют молчаливым, но к российскому опыту это не вполне применимо, замечает исследователь.

  Поколение оттепели
Годы рождения: 1939–1946 (военные годы). Период взросления: 1956–1964 (хрущевская оттепель).

  Поколение застоя
Годы рождения: 1947–1967 (послевоенные). Период взросления: 1964–1984 (брежневский застой). Другое известное название — Бэби-бумеры.

  Реформенное поколение
Годы рождения: 1968–1981 («застойный зрелый социализм»). Период взросления: 1985–1999 (горбачевская перестройка и последующие либеральные реформы). Другое известное название — поколение Х.

  Миллениалы (поколение Y)
Годы рождения: 1982–2000 (время реформ). Период взросления: 1999–2017 (относительно стабильное и благополучное начало нового тысячелетия).

  Поколение Z
Годы рождения: с 2001. Период взросления: с 2018.

Классифицировав поколения, исследователь выяснил, чем они разнятся в вопросах здорового образа жизни, религиозности, планирования семьи, использования цифровых технологий и оценки собственного благополучия.

Со временем все эти параметры меняются, но миллениалы в большинстве случаев заметно и статистически значимо отличаются от предшествующего реформенного поколения (даже при приведении их к одному среднему возрасту), не говоря уже о более старших поколениях, делает вывод Вадим Радаев по результатам анализа данных опросов более 250 тыс. респондентов (RLMS-HSE, 1994–2016 гг.)*.

Отложенная взрослость

В отличие от предшественников миллениалы не спешат «взрослеть» — откладывают вступление в брак, рождение детей, выход на рынок труда.

В 2016 году при медианном возрасте 27 лет считали себя женатыми/замужними лишь 54% из них, а 41% еще никогда не образовывали семью. Предыдущее поколение (реформенное) в аналогичном возрасте было активнее: 68% и 24% соответственно.

Больше половины (54%) миллениалов не имеют детей. Реформенное поколение в аналогичном возрасте — 30,7%.

Показатели трудоустройства отличаются в обратном порядке: среди миллениалов работающих меньше, чем среди реформенных: 64% против почти 73%. При этом миллениалы нетерпеливее в стремлении к высокой зарплате и карьерному росту. В поисках того и другого они часто (в 2016-м свыше 21%) меняют работу. «В каждом предшествующем поколении эта доля ступенчато уменьшается в полтора раза», — отмечает автор.

К здоровой нации

Миллениалы в большей степени, нежели их предшественники, озабочены здоровым образом жизни. Именно они ускоряют позитивные тенденции и вносят максимальный вклад в распространение занятий физкультурой, сокращение потребления алкоголя и курения.

«В текущий период (2016) в каждом последующем поколении доля потребителей алкоголя значимо больше, чем в предыдущем, за исключением миллениалов — у этого самого молодого поколения доля пьющих оказывается меньше, чем в двух предшествующих поколениях», — говорится в исследовании. Они пробуют алкоголь раньше, однако пьют реже и в меньших объемах. К 18–20 годам доля употребляющих алкоголь достигает 50–52%, а после падает до 40%. Показатель реформенного поколения в аналогичном среднем возрасте более чем в полтора раза выше (64%).

В кругу миллениалов меньше курящих при аналогичной интенсивности курения. В одинаковом возрасте представители соседних поколений курят одинаково. Все, кроме миллениалов. Здесь доля курильщиков резко уменьшается: почти в 1,5 раза по сравнению с реформенным поколением.

Столь же значительно увеличивается число занимающихся спортом и физкультурой. В возрасте 27 лет у миллениалов таких 43%, а у реформенного поколения в том же возрасте — лишь 25%.

Цифровые мигранты

Миллениалы энергичнее других в использовании интернета и гаджетов. Это ожидалось. Но установлено, что решающий количественный скачок в освоении новых технологий (пользовании компьютерами и интернетом) обеспечили не они, а их непосредственные предшественники, взрослевшие в годы перестройки и реформ 1990-х. Сейчас им от 37 до 50 лет и их отличие от соседнего (более старшего) поколения значительнее: прирост доли пользователей на треть. А миллениалы обеспечили дополнительный прирост лишь на 11–12%. Такой же расклад в динамике выходивших в интернет с мобильных устройств (сотовых телефонов, смартфонов): +28% в реформенном и +20% у миллениалов.

«Представителям реформенного поколения гаджеты достались уже во взрослый период, но они были еще достаточно молоды и деятельны, чтобы успеть «мигрировать» в цифровое пространство в достаточном количестве и освоить многие практики, которые старшим даются с трудом, а миллениалами только еще более усиливаются», — поясняет Вадим Радаев.

«Одноклассники» сближают

Родившиеся с 1982 по 2000 год, то есть сегодняшние 18–36-летние, ожидаемо активнее в социальных сетях. В 2016-м там присутствовали 86% миллениалов. Для сравнения: реформенное поколение — 69%, а самое старшее (мобилизационное) — 19%.

Посещение социальных сетей по поколениям
(за последние 12 месяцев, 2016 г., 15 лет и старше, % от пользователей интернета)

 Мобилизационное поколение — 18,9% 
 Поколение оттепели — 35,2%
 Поколение застоя — 55,4%
 Пореформенное поколение — 69,3%
 Миллениалы — 86,1%

Источник: расчеты автора исследования по данным RLMS-HSE

«Заметим, что речь идет преимущественно не о Фейсбуке, роль которого среди прочих социальных сетей часто преувеличивается», — обращает внимание автор исследования. В 2016 году ФБ посещали лишь 13% миллениалов и 7% всех взрослых старше 14 лет.

Большинство миллениалов (68%) пользуются «ВКонтакте». На втором месте «Одноклассники» (49%), которые почти так же популярны у более старшего реформенного поколения. Далее идут Твиттер — 5,5% и «Живой журнал» — 1,3%.

Мимо храма

К неожиданным результатам привело сравнение по уровню религиозности. Несмотря на распространенное мнение об увлечении россиян религией и усилении влияния церкви, число верующих и регулярно посещающих церковные службы, в каждом поколении сокращается.

Доля верующих в 2011–2016 годах снижалась с 56% в мобилизационном поколении до 32% у миллениалов. Доля посещающих службы не реже одного раза в месяц уменьшалась начиная с поколения оттепели (15%) до миллениалов (6%). 

Уровень религиозности по поколениям
(доля верующих, средняя за 2011–2016 гг.; доля раз в месяц или чаще посещающих религиозные службы, 2016 г., 15 лет и старше, %)

 Мобилизационное поколение — 55,7% и 8% 
 Поколение оттепели — 46,9% и 15,2%
 Поколение застоя — 36,7% и 11,7%
 Пореформенное поколение — 34,8% и 7,5%
 Миллениалы — 31,6% и 5,8%

Источник: расчеты автора исследования по данным RLMS-HSE

Счастливая молодость

Чем моложе поколение, тем чаще его представители чувствуют себя счастливыми. Российские миллениалы не исключение. Ощущают себя счастливыми 60% из них, у старших цифра в два раза меньше.

Яркий контраст и по уровню общей удовлетворенности жизнью — у миллениалов он самый высокий. В 2016 году удовлетворенных жизнью среди них было 59%. В среде людей реформенного поколения (в 2002 году, когда они находились в том же возрасте) — 36%.

Также молодые оптимистичнее в отношении экономической ситуации. Даже в кризис (после 2013-го) доля тех, кто считал, что через 12 месяцев будет жить лучше, не опускалась ниже 50%. За четыре кризисных года она сократилась, но осталась на высоте: 41%. Разрыв с реформенным поколением почти в 1,6 раза, с более старшими поколениями — в 3–4 раза.

Таким образом, миллениалы выглядят счастливее и жизнерадостнее. Но считать высокий уровень субъективного благополучия отличительной чертой именно этого поколения не стоит, предупреждает исследователь. Это, скорее, проявление возраста, которое с годами, по всей вероятности, пройдет.

* Исследование «Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ» базируется на данных «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)». При кроссекционном анализе текущих межпоколенческих различий используются данные 25-й волны (2016 г., 14943 респондента), при анализе динамики этих различий — объединенный массив всех доступных волн (1994–2016 гг., 258366 респондентов). Представители самого молодого поколения Z, которым в 2016 году исполнилось 15 лет, из анализа исключены, так как их период взросления только начинался.
IQ

Автор исследования:
Вадим Радаев, доктор экономических наук, профессор, руководитель Лаборатории экономико-социологических исследований, первый проректор НИУ ВШЭ

 

Have you spotted a typo?
Highlight it, click Ctrl+Enter and send us a message. Thank you for your help!