• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Исследование форм и направлений развития публичной сферы как рационально-критической дискурсивной формации в современной России характеризуется особой сложностью и остротой. Открывшееся двадцать лет назад пространство публичных дискуссий подверглось существенной трансформации: от официальной советской общественности к диверсифицированному множеству конкурирующих публик и идеологических платформ, к более активному вмешательству государства и бизнеса в публичную сферу и ее сильной централизации при одновременном быстром развитии альтернативных дискуссионных площадок средствами новых информационных технологий.

В условиях роста консумеризма и ограничения институциальных каналов реализации гражданского участия, люди в значительной мере утрачивают желание и способность совместной деятельности для позитивных изменений, рассматривая себя как потребителей услуг, а не участников общественных инициатив. При этом их свободный потребительский и политический выбор симулируется символическими механизмами властной системы, механизмами иллюзорной и манипулятивной публичности. Однако, те же обстоятельства могут провоцировать рост контрпублик, мобилизуя людей на коллективное действие. В современной России складываются новые самостоятельные гражданские субъекты социально-политических отношений, которые преодолевают институциональные ограничения и осуществляют интервенцию в сложившийся социальный порядок с целью изменить стереотипные и стигматизирующие представления, добиваясь социальной инклюзии. При этом общество ощущает на себе влияние новых средств коммуникации, способствующих мобилизации людей для осуществления общественных акций и инициатив. В свою очередь, корпорации и бюрократическая власть стремятся использовать и контролировать новую публичную сферу.

В связи с этим потенциал публичной сферы в развитии гражданских инициатив представляется важной областью исследования. Характеризуясь открытостью диалога, горизонтальностью социальных связей и отсутствием прямого контроля со стороны государства, арена артикуляции интересов индивидов и групп становится каналом трансляции их требований, ресурсом формирования гражданской идентичности, чувства сопричастности, помощи тем, кто нуждается в поддержке.

Исследовательский интерес определяется еще и тем, что публичная сфера является концептом, наполняемым различным содержанием в социальных практиках. Представляется актуальным вопрос о том, достаточно ли децентрализации власти в сетевом обществе для возникновения публичной сферы, или же цифровая публичная сфера усиливает прежние и создает новые формы социального исключения. Важно выяснить, как формируется в новой публичной сфере субъект высказывания, какие мотивы, механизмы и ресурсы требуются для социального действия, движимого принципами социальной инклюзии. Как и с каким результатом катализируются процессы гражданского участия по проблемам социально уязвимых групп, – с такой постановкой вопроса, кроме того, связана мысль об активной роли социологического сообщества как группы, формирующей публичный дискурс и оказывающей воздействие на осознание индивидами и социальными группами потребностей общественного развития. Анализ указанных аспектов представляет значительный интерес как для теоретического осмысления мобилизационного потенциала публичной сферы, так и в русле прикладных задач социальной инклюзии. Исследование в стратегии кейс стади позволит сформировать базу знаний, необходимую для проведения в будущем масштабных сравнительных исследований феномена публичной сферы в пространстве постсоциализма.

The project aims to generate knowledge on the structural and symbolic mechanisms through which communities mobilize (on principles such as social inclusion) in the public sphere of contemporary Russian society. In Russia today new independent civil subjects and socio-political relations are being formed, which intervene into the existing social order to challenge and change stereotypical and stigmatizing attitudes, and to claim for social inclusion. The public sphere as an arena of articulation of interests of individuals and groups becomes a channel of translation of their claims, and a resource of formation of civic identity, feelings such as compassion, and practices of assistance to those who need support. The research is designed as a series of case studies which will draw on methods such as semi-structured interviews, participant observation and text analysis, as well as approaches of visual sociology. The case studies will be focused on informal networks and communities, new social movement and associations, as well as their actions, performances, forums and publications. The use of qualitative methodology will help to analyse inter-subjective aspects of actors' self-definition, and experiences of stigma, protest behavior, and co-operation; as well as the process through which the personal and private is being transformed into political and public. The analysis will be conducted on three interrelated levels: individuals, groups and practices – and will focus on resources of solidarity and mechanisms of mobilization, formation of social trust, production and circulation of critical discourses, social positions, ways of identification, and schemes of actions and communication.

  

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Проект нацелен на получение нового научного знания о структурных и символических механизмах мобилизации сообществ на принципах социальной инклюзии в публичной сфере современного российского общества. В рамках проекта будет организован регулярный научный семинар, создана команда молодых исследователей, владеющих навыками работы в группе.

Задачи проекта:
1. Разработка концептуальных и операциональных определений публичной сферы в условиях постсоциализма, в аспектах социальной инклюзии и мобилизации гражданского участия:
систематизировать теоретические подходы к определению публичной сферы в связи с концепциями публики и публичности, доверия, инклюзии и сплоченности, сетевого и гражданского общества, медиавируса и мобильной коммуникации, публичной социологии и коллективной идентичности; осуществить    интерпретацию    биографических    данных; социолога-классика    в    поле   публичной   активности; обобщить существующие исследования публичной сферы в контексте постсоциалистической трансформации, обосновать применение перформативного подхода;
разработать операциональные определения публичной сферы применительно к изучению практического опыта социальных групп, процессов формирования коллективной идентичности в аспектах социальной инклюзии, городской среды и культурного производства; выявить символические  маркеры  инклюзии в публичной сфере; теоретизировать понятие публичной сферы как места производства коллективной памяти и культурных идентичностей городских сообществ, новых социальных движений.

2. Применение категории публичной сферы к изучению процессов формирования групповой идентичности в контексте мобилизации гражданской активности групп общественности:
классифицировать сценарии действия медиавируса на эмпирических примерах; обобщить и классифицировать практики использования современных средств связи в мобилизации гражданской активности; изучить процесс формирования идентичности публичного социолога; изучить формы и механизмы построения солидарностей, способов гражданской мобилизации и самоопределения сообществ, выявить и классифицировать практики активизма, интерпретировать смыслы их деятельности на материалах кейс стади: групп протестного искусства, общественного движения велосипедистов, правозащитного движения, движения инвалидов; изучить особенности меняющегося самоопределения в пространстве публичной сферы групп, переживающих стигму; выявить индикаторы инклюзии в публичной сфере.

 

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Этап 1. 11.01.2012-15.04.2012

Этап 2.  01.05.2012-20.10.2012

 

ОЖИДАЕМЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование внесет вклад в развитие социологии публичной сферы; будут собраны новые эмпирические данные (не менее пяти кейс стади новых социальных движений, сообществ, групп, не менее ста интервью с представителями новых публик и публичных деятелей).
Все участники проекта подготовят материалы для публикации в сборнике трудов, лучшие материалы будут направлены в отечественные рецензируемые журналы, а также подготовлена публикация на английском языке. Будет издано не менее одного сборника крупных статей и одного сборника материалов конференции, будет подготовлено не менее трех статей и трех обзоров для рецензируемого Журнала исследований социальной политики.

Все исследователи, работающие в проекте, примут участие на конкурсной основе и представят промежуточные и финальные результаты на отечественных конференциях, кроме того, на нескольких конференциях планируется организовать секции по тематике НУГ, а по результатам исследований некоторые участники будут участвовать в конкурсном отборе для участия в международных конференциях за рубежом. Всего члены НУГ примут участие не менее чем в пяти конференциях, всего предполагается подготовить не менее 15 выступлений – индивидуальных и в соавторстве.

С целью развития «дочерних» и партнерских субпроектов члены НУГ будут активно участвовать в конкурсах грантов (в том числе факультетских, а также трэвел грантов и других конкурсов НИУ ВШЭ и внешних фондов) для апробации и продвижения разрабатываемых подходов, концепции и результатов исследования.  Будет подготовлено не менее трех заявок на гранты.

С самого начала реализации проекта будет создан web-сайт научно-учебной группы, на котором будут размещены все необходимые для работы материалы. Вебсайт будет регулярно пополняться, не реже чем ежемесячно. В январе 2012 года начинает работу регулярный методологический семинар, где будут обсуждаться актуальные для тематики НУГ концептуальные доклады приглашенных экспертов, а также будет прорабатываться инструментарий и обсуждаться данные, полученные в ходе полевой и кабинетной работы. Результаты исследований будут включены в учебный процесс программы НИУ ВШЭ «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций» и задействованы при написании текущих и выпускных квалификационных работ участников проекта.  На основе полученных результатов будут подготовлены материалы для презентации в масс медиа для различных аудиторий, разработаны приемы и специальные форматы медиа-коммуникаций социолога и публики в различных медийных сферах (интернет, телевидение, социальная реклама и др.), с целью развития новых образовательных программ НИУ ВШЭ (социология публичной сферы и социальных коммуникаций, медиа-коммуникации), а также повышения репутации НИУ ВШЭ в публичной сфере.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.