• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте

Из интервью с руководителем исследовательского проекта "Глобальный мониторинг предпринимательства" в ГУ-ВШЭ, д.э.н., профессором, деканом факультета социологии А.Ю. Чепуренко.

— Что такое GEM, и зачем Вышка в нем участвует?

Александр Чепуренко: — Это крупнейший в мире исследовательский проект, в ходе которого представители более чем 40 стран мира выясняют, каков предпринимательский потенциал населения их стран.

Проще говоря, какова доля взрослого трудоспособного населения в той или иной форме собирается начать, начала или на регулярной основе ведет бизнес, каковы ресурсы, которыми располагают бизнесмены, что мотивирует их к занятиям предпринимательством, в чем они видят трудности и препятствия, какой отдачи ожидают от своего начинания и т.д. И какой вклад так называемое раннее предпринимательство (те, кого обычно называют старт-апами и владельцами молодого бизнеса) вносит в экономический рост. Данными GEM пользуются влиятельные международные организации и правительства ряда стран, их изучают в ведущих университетах мира, на их основе написано немало научных монографий и практических рекомендаций в адрес государственных органов и бизнес-ассоциаций.

Мы участвуем в этом проекте по нескольким причинам. Во-первых, университет, где готовят, как известно, миллионеров и профессоров, просто не может остаться в стороне от GEM. Во-вторых, данные такого проекта предоставляют большие возможности для подготовки пытливых исследователей. В-третьих, из соображений престижа. Лично я убежден: Вышка может состояться как признанный исследовательский университет только если она будет участвовать в нескольких крупномасштабных исследовательских проектах мирового класса. И пока, кроме GEM, других таких проектов в нашем активе нет.

— Ну, и что же мы уже получили от участия?

Александр Чепуренко: — Во-первых, эффекты от такого рода проектов обычно бывают долгосрочными, сегодня мы имеем только первые результаты. К их числу я бы отнес полученные данные по России — никто, включая Федеральную службу госстатистики, до этого точно не знал, кто, как и сколь серьезно собирается в России создать новый бизнес или находится в процессе его создания. А ведь основной упор в политике делается на поддержку именно малого и среднего предпринимательства. Мы на основе репрезентативных опросов населения России (их выполнил по нашему заказу Левада-центр в 2006 и 2007 гг.) получили так называемый индекс ранней предпринимательской активности населения. Оказалось, что в 2006 году он составил 4,9%, а в 2007 году — уже только 2,67%. Кроме того, выполнен расчет других индикаторов, позволяющих оценить состояние предпринимательской активности населения.

Во-вторых, на этой основе сделан ряд сопоставлений. Из них видно, что Россия — страна со средним уровнем предпринимательской активности (например, в ряде стран Западной Европы он ниже), она не уступает по показателям женского предпринимательства, активности бизнес-ангелов в финансировании стартового бизнеса и т.д.

В-третьих, наш проект делается в значительной мере силами студентов факультетов экономики и социологии в рамках гранта "Учитель — ученики" Научного фонда Вышки. Это уникальная практика, наши западные коллеги, которым мы об этом говорили, были поражены. На Западе обработкой и анализом данных занимаются уже сложившиеся специалисты. И я доволен, что наши студенты — а среди них есть и второкурсники — с такой задачей, в общем, справились. На этой работе они подросли творчески прямо на глазах, приобретя навыки аналитиков и опыт работы в команде.
 

Материалы предоставлены новостной службой корпоративного портала ГУ-ВШЭ


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.