Восьмой семинар по когнитивным исследованиям
8 июня 2011 года на факультете психологии НИУ ВШЭ состоялся очередной семинар НУГ когнитивных исследований, на котором с докладом "Основные исследования исследования переработки эмоциональной информации" выступила научный сотрудник НУГ Виктория Владимировна Овсянникова.
8 июня в НУГ когнитивных исследований состоялась заключительный в семинар из ознакомительной серии. Виктория Владимировна Овсянникова предложила вниманию собравшихся доклад на тему "Основные направления исследования переработки эмоциональной информации".
В основу доклада лег обзор различных направлений эмпирических исследований переработки эмоциональной информации, основанный на классификации J. Yiend (2010). Процессами, определяющими основные направления исследований, можно считать:
- Решение задач с подсказкой;
- Решение сложных задач;
- Селекцию информации;
- Поиск информации.
Первое направление было рассмотрено на примере пробы с точкой, когда испытуемому одновременно предъявляют 2 стимула, после чего на месте одного из них появляется целевой стимул. При этом фиксируются время реакции и точность ответа. Основными эффектами, проявляющимися в таких экспериментах, являются «бдительность внимания» (attentional vigilance) и «избегание внимания» (attentional avoidance). Наиболее известные исследования в этой области были проведены следующими авторами Yiend & Mathews (2001), Wilson & MacLeod (2003), Lipp & Derakshan (2005), Cooper & Langton (2006), Brosch, Sander & Scherer (2007).
Исследования второго направления проводятся в условиях быстрого последовательного предъявления визуальных стимулов и представлены задачами на «мигание» внимания. В рамках данного направления интерес представляют работы следующих авторов: Keil & Ihssen (2004), Jong & Martens (2007); Fox, Russo & Georgio (2005), Barnard, Ramponi, Battye & Mackintosh (2005).
Третье направление ориентировано на изучение процессов отбора информации. Одним из таких процессов является эмоциональный эффект Струпа. Речь о нем уже шла в докладе Д.В.Люсина, представленном на одном из семинаров НУГ.
Последнее направление включает в себя исследования, посвященные изучению закономерностей поиска информации. В эту группу отнесены задачи на эмоциональный зрительный поиск. Впервые подобное исследование было проведено Hansen & Hansen (1988). Процедура заключается в поиске целевого стимула среди стимулов-дистракторов. В качестве стимулов используются фотографии лиц, выражающих различные эмоции, или же схематические изображения лиц различной степени прорисовки. При этом измеряется время реакции и точность ответов испытуемого. В результате многими исследователями был выявлен «anger superiority effect» (эффект «преимущества в обнаружении гнева»). Он проявляется в том, что отрицательно окрашенные стимулы являются более сильными дистракторами, чем нейтральные, и что время реакции на них меньше, чем на нейтральные (Calvo & Nummenmaa (2008); Fox et al. (2000); Frischen, Eastwood & Smilek (2008)).
В данном разделеВиктория Владимировна подробно остановилась на собственном исследовании. Его целями были анализ точности и скорости распознавания лиц с разной экспрессией, а также анализ связей этих параметров с эмоциональным интеллектом. В исследовании использовались три методики: зрительный поиск, опросник ЭмИн (Люсин, 2006), видеотест эмоционального интеллекта (Овсянникова, Люсин, 2010). В результате был получен эффект, противоположный эффекту «преимущества в обнаружении гнева» (время распознавания негативной экспрессии на фоне нейтральной было больше, чем позитивной). Однако в матрицах с отрицательно окрашенными дистракторами поискцелевого стимула происходит дольше, чем в матрицах с положительными дистракторами. Оказалось также, что в пробах с отсутствием целевого стимула наибольшее время переработки характерно для нейтральной экспрессии в том случае, когда она являлась дистрактором при обнаружении гнева. Кроме того обнаружена определенная связь между точностью и скоростью эмоционального зрительного поиска и эмоциональным интеллектом.
На сегодняшний день изучение процессов переработки эмоциональной информации – актуальное и широко представленное направление экспериментальных исследований в области изучения психологии эмоций. ИсследованияВиктории Владимировны сконцентрированы на одной из важнейших проблем в этой сфере – выяснение характера связи между когнитивными и эмоциональными процессами.
А. Платонова
Фото: Ю. Стакина, И. Уточкин