• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тридцать первый семинар по когнитивным исследованиям

14 февраля 2014 года на очередном семинаре по когнитивным исследованиям с докладом «Природа индивидуальных различий в чувстве числа и математических способностях» выступила Юлия Ковас (Goldsmiths, University of London).

14 февраля 2014 в НИУ ВШЭ прошел очередной семинар по когнитивным исследованиям НИУ ВШЭ. На этот раз докладчиком была Юлия Ковас, психогенетик из Голдсмитс Колледжа (Лондонский университет), ведущая также активные исследования в Психологическом институте РАО (совместно с лабораторией проф. С.Б. Малыха) и руководящая Лабораторией когнитивных исследований и психогенетики Томского государственного университета в рамках одного из первых российских мегагрантов по психологии.

Тема доклада была "The origins of individual differences in number sense and math abilities" (“Природа индивидуальных различий в чувстве числа и математических способностях”). Такая тема была выбрана не случайно: чувство числа – способность к мгновенной приблизительной оценке численности объектов в зрительном восприятии (а также в других сенсорных модальностях) – является одной из центральных тем текущих исследований в проектах и НУЛ когнитивных исследований НИУ ВШЭ.

Отправной точкой работы Юлии Ковас и ее коллег явилась нашумевшая статья Дж. Халберды, М. Маццокко и Л. Файгенсон, опубликованная в журнале Nature в 2008 году. В этой статье авторы показали, что порог различения численностей двух кратко предъявленных наборов цветных точек (отношение Вебера) коррелирует с математическими достижениями школьников с первого по шестой класс: испытуемые, которые имеют более низкие значения отношения Вебера (что свидетельствует о развитом чувстве числа) имеют также более высокие показатели по стандартным тестам академической успеваемости в области математики. Хотя не во всех более поздних исследованиях эта корреляция достоверно воспроизводится, сам факт того что учебные достижения (и, вероятно, способности) в такой математике – дисциплине, в значительной мере опирающейся на абстрактные репрезентации – связан с эволюционно очень древней и по сути сугубо перцептивной способностью, поражает и заставляет задуматься.

Психогенетические исследования, глобальной целью которых является ответ на вопрос о степени детерминированности того или иного психологического качества наследственными или средовыми факторами, являются превосходным средством, позволяющим пролить свет на природу корреляции между чувством числа и математическими способностями. Возможно, за тем и другими стоят общие биологические детерминанты, и тогда математические способности и чувство числа – просто два проявления одного и того же общего фактора? А может, чувство числа является одной из важных предпосылок развития математических способностей? Или, наоборот, математически одаренные дети способны развить более совершенное чувство числа?

Вслед за двумя очень информативными экскурсами, рассказывающими о понятии «чувства числа» и современной методологии и теории психогенетики, Юлия перешла непосредственно к рассказу об исследованиях, которые выполняет она и ее коллеги, в области чувства числа и математических способностей. Исследования основаны на традиционном для генетики близнецовом методе, а также на сравнительно новом методе Genome-wide Complex Trait Analysis (GCTA), позволяющем выделять генетические факторы сходств и различий между испытуемыми, не являющимися родственниками. Имеющиеся на настоящий момент результаты проведенных исследований показывают, что индивидуальные различия в чувстве числа всего лишь примерно на 30% могут быть объяснены наследственными факторами (по словам Юлии, эта величина довольно сильно расходится с экспертными прогнозами профессиональных исследователей чувства числа, которые интуитивно предположили гораздо более высокую степень наследуемости). Кроме того, оказалось, что математические способности (измеренные как с помощью психологических тестов, так и с помощью тестов академической успеваемостью) в гораздо большей степени объясняются наследственными факторами (примерно 70%). Следовательно, связь между чувством числа и математическими способностями, по-видимому, может оказаться сложнее, чем подсказывает интуиция, например, на основе данных Халберды и коллег. В заключении Юлия предложила оригинальную гипотезу, которая, на ее взгляд, могла бы объяснить сравнительно низкий вклад наследственных факторов в индивидуальные различия в чувстве числа. Вероятно, в силу огромной биологической значимости чувства числа в ходе эволюции было отобрано сравнительно небольшое количество вариантов генов, имеющих отношение к восприятию численности объектов, что и объясняет сравнительно небольшой вклад наследственности в чувство числа и дает широкий простор действию средовых факторов.

По окончании доклада Юлия Ковас ответила на вопросы участников семинара. Одним из важных результатов семинара стала достигнутая договоренность о проведении НУЛ когнитивных исследований и Лабораторией психогенетики РАО воркшопа по чувству числа и смежным вопросам, который может состояться уже весной 2014 года.

И.Уточкин

Фото Н. Тюрина, Ю. Стакина