• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тридцатый семинар по когнитивным исследованиям

6 ноября 2013 года на очередном научном семинаре по когнитивном исследованиям с докладом "Социальное научение - источник знаний о мире или знаний о другом человеке?" выступила с ст. науч. с. Центра когнитивных исследований РАНХиГС Т.Н. Котова.



6 декабря 2013 года
на очередном научном семинаре по когнитивным исследованиям с докладом «Социальное научение - источник знаний о мире или знаний о другом человеке?» выступила  ст. науч. с. Центра когнитивных исследований  РАНХиГС  Татьяна Николаевна Котова. С тезисами доклада можно ознакомиться здесь.

Татьяна рассказала про три эксперимента, в каждом из которых проверялось, на что направлено формирование знания при социальном научении – от понимание свойств самих объектов или на понимание другого человека. Так, например, в одном эксперименте детям двух-трех лет показывали новый для них объект и называли его сначала привычным для них словом (название по форме, например, «коробочка») и новым словом, в контексте игры с ним («черепашка»). Потом с этим объектом играли в игру или в условиях, когда объект находился в функциональных отношениях с другими такими объектами или в условиях без таких отношений. Сразу после этого экспериментатор уходил из комнаты и приходил его ассистент, который предлагал подать ребенку отложенные в сторону объекты, задавая вопрос «Что тебе подать?».

Оказалось, что в условиях без функциональных связей дети чаще предпочитали использовать для нового человека общепринятые названия («коробочка»), а в условиях со связями – конвенциональные, то есть игровые. Эти результаты, по мнению докладчика, доказывают, что способ употребления взрослым нового слова «сигнализирует» ребенку о том, как именно употреблять это слово.

В двух других экспериментах было продемонстрировано, что такие совместные действия также влияют на переживание специфической эмоции от объекта уже с младенческого возраста, а в более старшем возрасте – у младших дошкольников - избыточно увеличивают объем научаемых действий с объектом при наблюдении за взрослым (феномен чрезмерного подражания). В конце доклада Татьяна Котова описала свою теоретическую модель социального научения, сводящую его механизм к продолженному участию в совместном действии со взрослым.

 

А. Котов
Фото В. Овсянникова