• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Великая иллюзия – 2

Трехдневый семинар "ВЕЛИКАЯ ИЛЛЮЗИЯ-2: СОЗНАНИЕ И КОГНИТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ"

Санкт-Петербургский государственный университет, 12-14 сентября 2012 года

 

ТЕЗИСЫ ОСНОВНЫХ ДОКЛАДОВ (в порядке выступления)

 

Владимир Спиридонов (РГГУ, НИУ ВШЭ). Феномены сознания в процессе решения задач

1. Что психологи принимают за сознание, и почему понимать его таким образом не следует ни при каких обстоятельствах

1.1 Сознание не равно осознанию, т.е. ясной и отчетливой репрезентации.

1.2 Сознание не является еще одним познавательным процессом среди других процессов.

1.3 Декарт, Кант, Гуссерль о сознании как условии познавательной активности (мышлении) человека.

2. Феномен интенциональности: сознание как конструирование «психологических предметов»

2.1 Можно ли осознать работу своей нейронной сети?

2.2 Возможности как основа конструирования. Аффордансы Гибсона (значения в перцептивной сфере), разноплановые понятийные возможности.

2.3 Существует ли единое и гомогенное когнитивное бессознательное? А зачем оно?

3. Конструирование предметов в процессе решения задач

3.1 Способы задания неопределенности в процессе решения

3.2 Психологические механизмы конструирования предметов в ходе решения задач

 

Валерия Гершкович (СПбГУ). Слепота к выбору и формирование ложных воспоминаний

Доклад будет посвящен т.н. иллюзии интроспекции (introspection illusion), описанной в работах Р. Нисбетта и Т. Вильсона, а также в экспериментальных исследования слепоты к выбору (choice blindness) (Johansson et al., 2006). В этих работах, в частности, утверждается, что люди не имеют прямого доступа к содержанию своего сознания и в результате могут создавать конфабуляции, интерпретируя причины своего поведения. В докладе будут представлены экспериментальные исследования влияния созданных конфабуляций на формирование ложных воспоминаний. Предлагается обсудить возможные механизмы образования ложных воспоминаний.

 

Надежда Морошкина (СПбГУ). Влияние объектных и пространственных подсказок на имплицитное научение в задачах классификации

В докладе обсуждается эффект имплицитного (неосознанного) научения в задачах классификации. В настоящее время имеется ряд противоречивых данных о том, в каких условиях данный эффект возникает, а в каких - нет. Большинство исследователей склоняется к тому, что на имплицитное научение влияет политика распределения внимания. В связи с этим возникает вопрос о роли пространственно- и объектно-ориентированного внимания в процессах приобретения имплицитных знаний. В докладе представлены результаты двух экспериментов, в которых в качестве неявной подсказки использовались либо отдельные признаки объекта, либо его расположение в пространстве.

 

Мария Кувалдина (СПбГУ). Слепота по невниманию: иррелевантная релевантность (возможные механизмы)

Одним из решающих факторов, который может оказывать влияние на захват экзогенного внимания, является относительная релевантность нового стимула по отношению к уже известной задаче и стимулам. В литературе, посвященной слепоте по невниманию, указываются достаточно разнородные данные относительно влияния релевантности на силу проявления феномена. Прояснение роли релевантности / иррелевантности в слепоте по невниманию возможно путем исследования интерференционных эффектов, возникающих при выполнении основного задания в момент появления нового стимула в поле зрения испытуемого. Доклад посвящен обзору экспериментальных исследований последних трех лет. В каждом из этих исследований, несмотря на различие способа варьирования релевантности нового объекта, проявляется один и тот же паттерн совершения ошибок при выполнении основного задания. Полученные данные обсуждаются с точки зрения различия между эксплицитным и имплицитным захватом
внимания.

 

Мария Кувалдина (СПбГУ). Пространственные механизмы слепоты по невниманию (обзор публикаций по теме)

В обзорном докладе, посвященном анализу литературы по слепоте по невниманию, рассматривается один из возможных механизмов возникновения феномена. В статьях последних лет возникает все больше подтверждений включения ингибиции в процесс неосознания нового яркого объекта в задачах. При этом ингибиция может управляться как
объектно-ориентированными механизмами внимания, так и пространственно-ориентированными, что приводит к двум разным гипотезам с возможными разными следствиями. В докладе обсуждаются экспериментальные данные, полученные в результате проверки обеих гипотез и то, насколько доказательной является база для той или иной гипотезы. Рассматриваются работы А. Мак, С. Слотника и П. Такрала, А. Дювальда и др.

 

Ника Адамян (СПбГУ). Ожидания различной степени обобщенности и их роль в слепоте по невниманию

Общеизвестно, что одним из ключевых условий проявления СН является «неожиданность» стимула). «Неожиданность», «способность вызвать удивление», «несоответствие ожиданиям» - интуитивно понятный критерий, но что за ним стоит? Мы предположили, что «ожидаемость» стимула - это прежде всего его соответствие выполняемой задаче и возникающему в процессе ее выполнения образу цели. Если объект не соответствует контексту текущей деятельности и не похож на вероятную перцептивную цель - он скорее будет проигнорирован. Для проверки данного предположения мы исследовали изменения в уровне СН, возникающей в условиях соответствия и не соответствия стимула задаче. Полученные результаты подтверждают влияние фактора ожидаемости стимула на возникновение СН и демонстрируют существенный вклад в это влияние соответствия стимула образу предполагаемой цели.

 

Мария Фаликман (МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ). Структурные и функциональные единицы в обработке зрительной информации

В докладе будет обсуждаться проблема укрупнения единиц обработки зрительной информации в контексте изучения зрительного внимания человека. С опорой на результаты экспериментальных исследований "эффекта превосходства слова" в разных задачах на зрительное внимание будет обосновано различение двух типов таких единиц: структурных и функциональных. Это различение будет обсуждено через призму проблемы опосредствования высших психических функций и соотнесено с положениями единой концепции психических процессов Л.М. Веккера. Будет вынесен на обсуждение замысел нового исследования, посвященного изучению функциональных перцептивных единиц в условиях, характерных для формирования структурных перцептивных единиц.

 

Игорь Уточкин (НИУ ВШЭ). Сегментация подмножеств в восприятии сцен и единичных объектов

Доклад посвящен механизмам глобальной репрезентации множественных объектов, имеющей прямое отношение к мгновенному «схватыванию» сути (gist) видимых сцен. Исследования последних десятилетий показывают, что такая репрезентация может быть основана на статистической обработке признаков множественных объектов (ансамблей). При глобально распределенном внимании возможно эффективное усреднение ансамблей по множеству признаков (размеру, ориентации, скорости, пространственному положению и пр.). При этом индивидуальные характеристики как бы обесцениваются, а каждому из объектов приписывается значение близко к среднему (с учетом общей вариативности). Однако статистическая репрезентация ансамблей была бы довольно бесполезна, если бы зрительная система объединяла все объекты в один ансамблю вне зависимости от их признаков. В этом случае, например, было бы очень сложно определить степень зрелости ягод на малиновом кусте: ведь краснота спелых ягод «тонула» бы в распределении более многочисленного ансамбля зеленой листвы, и потребовалась бы последовательная фокусировка внимания на каждой ягоде. Способность осознавать присутствие одновременно нескольких классов объектов, перемежающихся в пространстве, была названа нами сегментацией подмножеств (по аналогии с сегментацией текстуры – способностью видеть границы между пространственными группами, образованными элементами с общим признаком). В докладе описывается исследование, в котором оценивались границы способности к мгновенной сегментации зрительных подмножеств по цвету, а также изучались механизмы, обеспечивающие сбор информации об объектах в зрительном поле и приводящие к образованию репрезентаций подмножеств. Также будет представлено исследование зрительного поиска, в котором доказывается, что зрительная система может напрямую сравнивать статистические подмножества (а не только объекты или признаки).

 

Дина Девятко (МГУ им. М.В. Ломоносова), С. Митрофф, Г. Эпплбаум, Дж. Харрис. Межиндивидуальные различия в иллюзиях зрительного исчезновения: в поисках общего фактора

Хотя ранее высказывалось предположение о возможности существования «общего осциллятора» как механизма, определяющего временные характеристики мультистабильных перцептивных состояний (Carter and Pettigrew, 2003), более общий вопрос о существовании общего фактора, объясняющего межиндивидуальные различия в выраженности иллюзий зрительного исчезновения, до сих пор не ставился. В корреляционном исследовании, проведенном нами совместно с С. Митроффом, Г. Эпплбаумом и Дж. Харрисом, были собраны данные об индивидуальных различиях в количественных характеристиках субъективных исчезновений, наблюдаемых в условиях слепоты, вызванной движением, трокслеровского исчезновения и перцептивного заполнения. Анализ данных продемонстрировал наличие общего фактора, объясняющего 56% дисперсии индивидуальных значений, для количества субъективных исчезновений, которые наблюдаются в перечисленных условиях.

 

Антон Леонтьев (НИУ ВШЭ). Имплицитное накопление информации в парадигме слепоты к изменению

В докладе описывается исследование, в котором мы обратились к феномену «зрительной интуиции» (mindsight), обнаруженному Р. Рензинком (2004) в исследованиях слепоты к изменению. По мнению Рензинка, «зрительная интуиция» - это возникающее примерно в 30% случаев смутное чувство присутствия изменения в зрительной сцене, которое предшествует на несколько секунд осознанному нахождению этого изменения. Реальность феномена «зрительной интуиции» является предметом научных дискуссий, прежде всего, из-за неопределенных операциональных критериев «чувствования». Мы попытались проверить гипотезу о «зрительной интуиции», не прибегая к отчету о «чувствовании», который плохо верифицируется. В нашем эксперименте испытуемым в режиме мерцания (традиционном варианте парадигмы слепоты к изменению) предъявлялись изображения, часть из которых содержала, а часть не содержала изменения. Те изображения, в которых изменения не были найдены в течение 20-секундного интервала наблюдения, затем показывались повторно, но уже без ограничений по времени, и изменения присутствовали уже во всех пробах. Согласно гипотезе о существовании «зрительной интуиции», нахождение изменений при повторном просмотре должно было быть быстрее, если при первом просмотре оно уже присутствовало. Таким образом, «зрительная интуиция» понималась нами как механизм имплицитного накопления информации об изменении до того, как на него обращается внимание. Однако, результат был неожиданным: изменения, присутствовавшие при первом просмотре, наоборот, находились медленнее, чем те, которые отсутствовали в первой серии.

 

Юлия Стакина (НИУ ВШЭ), И. Уточкин. Метакогнитивное управление пространственным вниманием и мертвая зона внимания

Мертвая зона внимания (МЗВ) – это выраженная неспособность заметить изменения с объектами, расположенными в непосредственной близости от главных объектов, привлекающих основное наблюдателя («центров интереса»). В докладе описывается серия экспериментов, в которых проверялась гипотеза о стратегической природе этой мертвой зоны. Согласно этой гипотезе, МЗВ является следствием спонтанной стратегии обследования изображений, при которой области вблизи «центра интереса» систематически избегаются, т.к. вероятность получения полезной информации оттуда не высока. Если это так, то манипулирование стратегией поиска могло бы ослабить проявления МЗВ. В серии экспериментов мы пытались манипулировать этой стратегией на метакогнитивном уровне, сообщая испытуемым информацию о МЗВ и прося учитывать ее в ходе поиска. Также мы манипулировали стратегией косвенным образом, помещая изменения либо исключительно вблизи, либо исключительно вдали от «центра интереса». Результаты экспериментов показывают, что управление вниманием на пространственном уровне оказывает ограниченный эффект на проявления МЗВ.

 

Елена Горбунова (МГУ им. М.В. Ломоносова). Роль пространственного внимания в обработке лексической информации

Доклад посвящён пространственному вниманию и его роли в обработке лексической информации – информации о словах, которая, в свою очередь, оказывает влияние на опознание букв, входящих в состав слов. На данный момент вопрос о том, выполняет ли внимание какую-либо функцию при обработке слов, остаётся открытым: часть экспериментальных данных говорит о том, что обработка лексической информации связана с вниманием и зависит от него, однако часть данных свидетельствует о том, что эта обработка происходит автоматически. В докладе будут рассмотрены основные экспериментальные факты, относящиеся к проблеме взаимосвязи пространственного внимания и обработки лексической информации. В том числе, будут рассмотрены результаты собственных экспериментальных исследований автора. В первом из этих исследований изучался эффект превосходства слова в условиях полного и отвлеченного пространственного внимания. Другое исследование было посвящено изучению характера
зрительного поиска букв в составе слова в правом и левом полуполях зрения. Полученные результаты позволяют сделать некоторые предположения о взаимодействии между вниманием и обработкой лексической информации.

 

Игорь Уточкин (НИУ ВШЭ). Зрачковый рефлекс “внутреннего глаза”: информационная модель зрительного поиска

В докладе представлена авторская модель, в которой предлагается гипотетический механизм, управляющий широтой или узостью распределения внимания на основе оценки степени вариативности (информационной энтропии) зрительного набора. Вычислительная часть модели основана на математической теории коммуникации К. Шеннона (1948). Метафорически этот механизм можно представить по аналогии со зрачковым рефлексом – автоматическим сужением зрачка в ответ на увеличение уровня освещенности. Модель предполагает, что «окно внимания» также сужается при увеличении объема информации (энтропии), которое должно быть передано в ходе зрительной обработки изображения. Механизм, таким образом, считается преимущественно восходящим (bottom-up). Модель позволяет под новым углом взглянуть на ряд феноменов зрительного поиска, которые считаются классическими: дихотомическое различение параллельного и последовательного поиска (Treisman & Gelade, 1980), непроизвольный «захват внимания» уникальным нерелевантным объектом (Theeuwes, 1991, 1992), эффекты сходства (Duncan & Humphreys, 1989).


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.