Научно-учебная группа когнитивной психофизиологии в новостях ВШЭ
Б.В. Чернышев рассказал корреспонденту Новостной службы ВШЭ о деятельности научно-учебной группы
Студенты будут ходить не только на занятия физкультурой, но и на тренировки внимания — насколько это далекое будущее, зависит от продвижения исследований в области психофизиологии. Возможно, не последнюю роль здесь сыграет Научно-учебная группа когнитивной психофизиологии, которая работает в ВШЭ с февраля 2011 года.
В рамках этого проекта исследователи намерены изучить происходящие в человеческом мозге процессы, связанные с восприятием и вниманием. Согласно психологической теории Дэниела Канемана, внимание есть выделение ресурсов для обработки информации, а количество ресурсов зависит от усилия, понимаемого как физиологическая активация. В свою очередь физиологическая активация, согласно современным нейрофизиологическим знаниям, возможна благодаря химическим веществам — нейромодуляторам, которые управляют мозговыми процессами.
«Ранее в экспериментах на животных я и мои коллеги из МГУ имени Ломоносова получили подтверждение тому, что такие химические вещества, в частности, ацетилхолин, действительно связаны с процессом внимания, — рассказывает руководитель Научно-учебной группы (НУГ) когнитивной психофизиологии, доцент кафедры психофизиологии факультета психологии ВШЭ Борис Чернышев. — В экспериментах на людях возможности оценивать выделение в мозге нейромодуляторов пока нет. Впрочем, такие методы могут появиться в недалеком будущем».
В настоящее время ученые о физиологическом состоянии мозга могут судить по набору психофизиологических показателей. Они получаются на основе регистрации электроэнцефалограммы, электрокардиограммы, кожно-гальванической реакции и так далее. Анализируя энцефалограмму, мы можем изучать проявления мозговых процессов внимания в виде когнитивных вызванных потенциалов и гамма-ритма. Человеку субъективно кажется, что он увидел картинку, узнал ее и больше ничего, а энцефалограмма с помощью математики показывает нам целый набор последовательных мозговых процессов восприятия и внимания. Получается, что все исследования мозга человека основаны на высокотехнологических методах.
«Сейчас мы готовим компьютерное обеспечение для новых экспериментов. Каждая единица оборудования — будь то энцефалограф или полиграф (детектор лжи) — требует отдельного компьютера. Полученные результаты мы должны обработать c помощью специальных программ. Мы делаем массу сложнейших расчетов на компьютерах. В штате НУГ есть двое сотрудников, которые обеспечивают серьезное компьютерное программирование. Так что нам без высоких технологий никуда», — отмечает Борис Чернышев.
В НУГ активно работает 9 студентов и аспирантов факультета психологии ВШЭ. Все они участвуют в реальной научной работе, сами ставят эксперименты, обрабатывают данные на компьютерах, получают научные результаты, которые войдут как в научные публикации, так и в их курсовые и выпускные квалификационные работы. Хотя НУГ существует совсем недавно, часть студентов уже имеют научные публикации по результатам, полученным ими в НУГ.
В текущем году группа делает акцент на исследовании взаимосвязи психофизиологических основ внимания с особенностями темперамента, на том, как у людей в зависимости от их психологических и физиологических показателей проявляется внимание и восприятие. Согласно ряду косвенных данных, различия в темпераменте между индивидуумами во многом обусловлены различиями в функционировании нейромодуляторных систем. Таким образом, сотрудники группы хотят изучить поведенческие и электрофизиологические характеристики внимания в призме индивидуальных особенностей темперамента человека.
«Кстати, мы уже получили интересные и неожиданные результаты, — делится руководитель научно-учебной группы. — Некоторые испытуемые диагностируются по разным «опросникам» как носители разного типа темперамента. Судя по всему, в эту группу попадают люди, которые отличаются по интеллектуальному стилю поведения или когнитивным стратегиям. Возможно, тут сказывается следствие несовершенства «опросников», которые рассчитаны на среднестатистического человека и не учитывают вероятности того, что человек может мыслить нестандартно — надеюсь, мы сможем выяснить это. Самое интересное состоит в том, что у тех испытуемых, у которых появилось такое несовпадение, иные электрофизиологические показатели внимания и восприятия. Мы намерены дальше исследовать этот удивительный феномен, чтобы понять его причины».
Параллельно идет освоение двух других научных тем. Одна из них связана с изучением потенциала метода биологической обратной связи. Это интересная методика, она позволяет за считанное число сеансов достигнуть таких эффектов, которых йоги и буддистские монахи добиваются десятилетиями.
Суть ее такова. «Берется» какой-то скрытый параметр, который человек обычно у себя не чувствует — частота сердечных сокращений или альфа-ритм энцефалограммы. Далее с помощью специального оборудования он выводится на экран компьютера в виде графика или какого-либо игрового сценария. Затем человек начинает играть в игру, где целью является регуляция выведенного параметра, а управляется эта игра с помощью внутренних физиологических процессов человека. За не очень большое количество сеансов, как правило, десять-двенадцать, человек может научиться управлять своим сердцем, энцефалограммой, может привести себя в состояние хорошей работоспособности.
В теории, когда-нибудь это станет рутинной вещью как физкультура у студентов. Физкультура нужна для мышц, биологическая обратная связь — для тренировки внимания, повышения работоспособности.
Еще в сфере интересов НУГа область нейромаркетинга и нейроэкономики, здесь группа сотрудничает с кафедрой маркетинга фирмы факультета менеджмента ВШЭ. Исследования касаются применения психофизиологических методов изучения мозговой активности для объективной оценки восприятия респондентами брендов и товаров.
Однако прежде всего Научно-учебная группа когнитивной психофизиологии ВШЭ сосредотачивается на фундаментальных исследованиях. «Проблема внимания — трудная проблема и для психологии, и для физиологии, — поясняет Борис Чернышев. — Уильям Джеймс в XIX веке написал, что каждый знает, что такое внимание. Но чем больше оно изучается, тем больше появляется вопросов. А между тем, без внимания человек практически как без сознания. Он не может учиться без внимания, работать, управлять автомобилем. Наши исследования позволят в перспективе создать практические психофизиологические методы, позволяющие оценить эффективность процессов работы с информацией у человека, а также предложить ему доступные средства, позволяющие улучшить протекание этих процессов. Эти методики могут быть полезны при профотборе, реабилитации после переутомления, для повышения эффективности труда и учебы».
Елена Калиновская, Новостная служба портала ВШЭ