• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Опыт участия в программе международного обмена со Свободным университетом Берлина

Во втором полугодии 2016/2017 учебного года Марина Васильева, студентка 2 курса магистратуры "Прикладные методы социального анализа рынков", вернулась после обучения по программе международного обмена со Свободным университетом Берлина. Марина рассказывает о том, как стать студентом по обмену, и делится опытом академической мобильности.

В конце первого курса магистратуры ПМСАР я подала заявку на участие в программе международного обмена со Свободным университетом Берлина и успешно прошла этот конкурс. Собрала все документы, подала – и прошла конкурс.

Далеко не так просто уместить весь этот уникальный опыт в несколько строк. Тем не менее, я постараюсь перечислить ключевые моменты, которые меня радовали, где мне не хватало опыта и каких-то знаний.

Пожалуй, одним из самых важных результатов поездки было приобретение огромного количества друзей по всему миру. Никогда, нигде мне не удалось бы познакомиться с таким большим количеством людей из самых разных стран. Это столкновение с великим множеством разнообразных культур обескураживает и удивляет, и это безумно интересно.

Опыт обучения где-то, кроме Вышки, стал также ценным. Я связала свою жизнь с Вышкой еще до поступления на бакалавриат социологии – наш класс в лицее 1535 учился по учебной программе с ориентацией на факультет экономики в тогда еще ГУ ВШЭ. Поэтому посмотреть, как могут учить еще где-то, было любопытно. С одной стороны, этот опыт подтвердил то, что говорили многие мои знакомые – Вышка дает обширные и глубокие знания на действительно высоком уровне, которые позволяют выгодно выделяться на фоне однокурсников из других стран. С другой стороны, я не была абсолютно лишена возможности подобрать курсы таким образом (Лонгитюдный анализ данных, Сравнительные методы исследований, Анализ социальных сетей), чтобы узнать что-то новое. Лекции были понятными, интересными, но, в то же время, требовали значительного количества времени на самоподготовку. С одной стороны, такие же курсы в Вышке были бы более насыщенными и глубокими, с другой – размеренный темп позволял лектору сочетать учебный материал с небольшими передышками на протяжении академического часа, удерживая внимание студентов до самого конца.

Кстати, о библиотеках. В Берлине, как и во многих городах Европы, организована крайне комфортная среда для обучения. Будучи студентом немецкого университета, вам открыт доступ во все библиотеки, во все столовые с вашим студенческим билетом. Вам предоставляются скидки в магазинах, музеях и кинотеатрах (последние, стоит отметить, в Германии достаточно дорогие). Вам не нужно каждый месяц пополнять проездной – вы его оплачиваете в университете сразу на полгода. Подобная безбарьерная среда вызывает безграничную любовь. К слову сказать, в столовые университетов можно легко попасть с улицы, чем пользуются местные жители, приходящие в университетскую столовую недорого поесть и поглазеть на студентов.

Бюрократические процедуры. Тем не менее, поездка на целый семестр в другую страну требовал огромного количества документов. В Москве лето пролетело за сбором документов для визы и попытками дистанционно найти жилье в Берлине (его искать начинать следовало сразу после отправки заявки на участие в международном обмене). В Берлине начало семестра сопровождалось регистрацией во всех необходимых электронных системах университета, регистрациями на курсы, в Bürgeramt по месту жительства. Все это было прекрасно объяснено во время Orientation days в университете. Тем не менее, это не спасло от огромной путаницы в конце семестра: как отчислиться, как получить необходимые документы, как выселиться из общежития, как получить вовремя все оценки – информацию обо всем этом приходилось собирать по крупицам. Поэтому очень здраво было бы подробно расспросить о процедуре завершения программы международного обмена в самые первые дни, а также заранее договориться с преподавателями, продублировав договоренности письмом о том, что оценки за курс потребуются в достаточно определенный срок, и преподаватель должен быть к этому готов, чтобы не подвести потом ни себя, ни вас, ни учебные части обоих университетов.

Поездка на столь длительный период, я думаю, служила также своего рода обрядом инициации – я осознавала, что переезжаю, хоть и на время, не просто в другой дом от родителей, от друзей, но в совершенно другую страну. Как мне кажется, этого не хватает тем студентам, которые учатся в тех же городах, где и живут. Здесь же не смогут приехать помочь родители, если ты заболел, здесь тебя разделяет с работником учебной части университета не только непонимание требуемых процедур для отмены регистрации на какой-то курс, но и потребность изъясняться не на родном языке. Поначалу это пугало. Но необходимость все-таки решать возникающие проблемы самому, без возможности скинуть их на кого-то, прекрасно мотивирует действовать неуклонно и поступательно.

В заключение хочется сказать, что не следует бояться выйти из своей зоны комфорта, и пробовать, участвовать в программах международного обмена. Эта возможность, которая дается нашим университетом, которая позволяет обогатить учебу новым опытом, новыми знаниями.