• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Блог: ко дню рождения Симоны де Бовуар

Запись в блоге НУГ ко дню рождения Симоны де Бовуар. Автор - со-руководитель НУГ Уткина Валерия Владимировна

Блог: ко дню рождения Симоны де Бовуар

Сегодня, 9 января, ровно 111 лет назад родилась на свет Симона де Бовуар, выдающаяся французская писательница и, говоря современным языком, философесса и гендеристка. Та, чье имя навсегда будет вписано в историю феминизма. Влияние на последующие поколения женщин де Бовуар оказала не только своими работами, но образом жизни и образом мысли. Она писала о женщинах и для женщин в XX веке, а сегодня её читает весь мир.

Именно Симона де Бовуар провела всесторонний и актуальный по сей день сравнительный анализ положения мужчин и женщин в своей книге «Второй пол» (1949), которая остается культовой по сей день. Имя де Бовуар зачастую ассоциируют со второй волной феминизма, ведь именно её работы обсуждало вновь активизировавшееся женское движение: прежде всего культурные паттерны патриархатного общества, в котором женщины - это «другие», «второй пол».

«Если я хочу найти себе определение, я вынуждена прежде всего заявить: «Я — женщина». Эта истина представляет собой основание, на котором будет возведено любое другое утверждение. Мужчина никогда не начнет с того, чтобы рассматривать себя как существо определенного пола: само собой разумеется, что он мужчина».

Симона де Бовуар выступала за актуализацию профессиональной и политической карьеры женщин, что, по её мнению, приведет к исчезновению половых различий. Однако, именно этот вывод по сей день вызывает горячие споры: например, Л. Иригарей указывает на необходимость обретения женщинами своего языка и субъектности, а не нормализации «мужской» модели, в которую женщины должны встраиваться.

Знаменитая фраза «женщинами не рождаются, женщинами становятся», зачастую вырванная из контекста, имеет продолжение: «…Ни биология, ни психика, ни экономика не способны предопределить тот облик, который принимает в обществе самка человека».Только в полном виде вся фраза очень четко передает одну из ключевых установок де Бовуар: - представления о мужчинах и женщинах не происходят «из природы вещей», а являются культурно обусловленными. Дж Батлер указывала, что эта цитата помогла разделить понятия «пол» и «гендер».

Чудовищное лицемерие заложено в сочетании презрительного отношения к женщине, ее недооценки, с одной стороны, и уважения, оказываемого матерям, — с другой. Отказывать женщине в праве на общественную деятельность, признавать карьерные амбиции только за мужчинами, во всеуслышание заявлять, что, о какой бы профессии ни шла речь, женщина менее способна к ней, чем мужчина, и одновременно доверять ей самое тонкое, самое важное на свете дело, какое только может быть; воспитание, выращивание человеческого существа, — это ли не преступный парадокс

Опережая своё время удивительная Симона де Бовуар выступала за активную энергичную независимую женщину, которая может действовать, работать, творить на тех же условиях, что и мужчины. В своей повести «Прелестные картинки» (1966) де Бовуар вкладывает в уста одному из героев пророческие слова: «На наших глазах женщины овладевали профессиями, которые априорно казались недоступными для них <…> Что до меня, то я верю: будущее принадлежит женщинам», но в ответ слышит такие слова своего оппонента: «Возможно, при условии, однако, что они не будут по-обезьяньи копировать мужчин» и мастерски в духе Симоны де Бовуар парирует: «Заниматься мужским делом — не значит по-обезьяньи копировать мужчин».

Наступил XXI век, сегодня женщины не только могут, но и делают, ранее считавшиеся «мужскими» дела – например, в мире насчитывается 24 женщины - главы государств: королевы, президенты, премьер-министры и генерал-губернаторы. И это только начало. А книги Симоны де Бовуар по-прежнему мотивируют и вдохновляют.