The Future of business psychology
On December 14, 2013 Foresight session "Business Psychology-2024" took place in Moscow on the initiative of the master program "Psychology in business," Scientifically-Educational Group of business psychology, Faculty of Psychology and Institute of practical psychology (HSE, Moscow). It is unique event in its practical significance, devoted to topical issues and trends that will impact on the world of business psychology perspective of the next 10 years.
Как показал опрос участников сессии, психология бизнеса сегодня – это широкий рынок различных услуг и видов деятельности: прикладные исследования и диагностика, консалтинг, коучинг и психотерапия, бизнес-тренинги, популяризация научных исследований и бизнес-образование, управление персоналом и внедрение HR-технологий, внутрикорпоративные коммуникации, фасилитация и медиация.
1. ТРЕНДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ БИЗНЕСА В 2014 – 2024 гг.
Было выделено несколько десятков трендов, которые будут влиять на развитие психологии бизнеса в 2014-2024 годах. На основе оценки вероятности и влиятельности среди них были выделены наиболее важные тренды, объединенные участниками в шесть групп: политические, экономические, организационные, социальные, технологические, психологические. Для каждой из них были выделены новые игроки и «черные лебеди» - события, которые кажутся маловероятными, но могут радикально изменить ситуацию в области психологии бизнеса.
- Закон об образовании с включенными туда требованиями по лицензированию деятельности, стандартами к обучению и профессиональной подготовке.
- Переход от бюджетной формы образования к платной, который будет требовать от программ подготовки бизнес-психологов все большего внимания к брендингу и повышению конкурентоспособности.
- Возможные новые законодательные инициативы, связанные с развитием систем дистанционного обучения, появлением виртуальных университетов и т.д.
- Отставание российского законодательства от появления новых форм бизнеса, социальных практик и сообществ: часть игроков рынка неизбежно будет находиться «вне закона», а бизнес-психологам придется активно участвовать в формировании новых форм общественной жизни и новых правил игры без поддержки со стороны законодателей.
- Сосредоточенность законодательной власти на популистских законопроектах: проблемы сертификации, создания норм и правил поведения на рынке – это задача самого сообщества бизнес-психологов, которую за него государство в ближайшие 10 лет не решит.
- Интеллектуализация властных структур, повышающая разборчивость клиентов и стандарты рынка, позволяющая бизнес-психологам делать более качественные продукты.
- Продолжение формирования зрелых профессиональных сообществ (в том числе - создание Ассоциации бизнес-психологов), берущих на себя роль регуляторов рынка.
Развитие психологии бизнеса будет зависеть от того, удастся ли государству, бизнесу и бизнес-психологам найти новые форматы взаимодействия друг с другом.
- Усиление противостояния России и Запада, Востока и Запада, которое может повлечь за собой улучшение климата или изоляцию.
- Превращение непрерывного обучения в ключевой фактор экономического развития, влекущее за собой изменение структуры рынка образования.
- Появление новых типов капитала (инновационного, социального, репутационного) и их конвертация с финансовым капиталом все больше будет менять управление стоимостью компании: все это потребует подготовки нового типа специалистов и команд с развитым эмоциональным интеллектом.
- Формирование экономики знаний, когда интеллектуальный капитал становится более важен, чем финансовый.
- Превращение работников в предпринимателей, то есть изменение негласного, психологического контракта между работниками и работодателями, предполагающее новую установку: мы приходим в компанию не только работать, мы еще и со-предприниматели.
- Переход от культуры управления затратами к культуре реализации собственного потенциала: нынешняя экономика все еще построена на поиске и устранении недостатков, тогда как развитие бизнеса требует позитивной психологии – умения реализовывать сильные стороны, управлять избытком.
- Появление виртуальных компаний и электронных валют открывает широкие возможности для удаленной работы на глобальном уровне, в кросс-культурных командах: бизнес-психологам придется все больше уделять внимания межкультурной коммуникации и учиться дистанционно работать с психологическими проблемами клиентов.
По мнению экспертов, на развитие психологии бизнеса в России будут влиять изменения в организациях:
- Тотальный переход к командным формам работы, связанный с ростом сложности, комплексности решаемых задач и обостряющий потребность в социальном интеллекте, способности сотрудников быть интеграторами.
- Размывание границ организации, то есть архитектурные изменения, упраздняющие границы между подразделениями и проектами, сотрудниками и клиентами.
- Виртуализация компаний, рабочих мест и самих работников, делающая неэффективным авторитарный стиль руководства.
- Возрастание роли социальных медиа (социальных сетей и блогосферы), которые стимулируют переход к сетевым организационным структурам, а также ускоряют размывание границ между организацией и внешней средой.
- Сращивание работы и жизни:с одной стороны,в современных компаниях все более сознательно и интенсивно работа сочетается с отдыхом и развлечениями; с другой стороны, необходимость быть постоянно доступным для коллег приводит к росту психологического напряжения.
- Разработка профессиональных стандартов и создание профессиональных сообществ в компаниях, обостряющие потребность в бизнес-психологах как внешних консультантах и посредниках, помогающих заинтересованным сторонам договорит ься друг с другом.
- Усложнение структуры материального и нематериального стимулирования работников: бизнес превращается для сотрудников из инструмента для зарабатывания денег в инструмент для создания жизненных смыслов.
В области социальных изменений наиболее важными для психологии бизнеса были признаны:
- Изменение социальной роли бизнеса, который интегрируется в общество и культурные практики, начнет принципиально по-другому взаимодействовать со всеми заинтересованными сторонами, сам станет генератором смыслов и стилей жизни: у бизнес-психологов появляется возможность более активно включиться в формирование внутренних и внешних коммуникаций бизнеса.
- Расширение коммуникаций, бизнес как открытая система: в условиях полной прозрачности будут формироваться новые правила конкуренции и партнерства.
- Миграционные процессы и размывание государственных границ изменят организационную культуру, подходы к отбору и развитию сотрудников, обострят конкуренцию и конфликты между сотрудниками в организациях.
- Усиление «хватательного рефлекса» государства: запрос на социально-психологические технологии воздействия на сознание и контроля над сознанием, а также усиление контроля за деятельностью исследовательских коллективов и мобильных групп консультантов и тренеров.
- Изменение рынка труда и отношение к труду: с одной стороны растущий спрос на высококвалифицированных специалистов; с другой стороны, распространение отношения к труду как к возможности для творческой самореализации, источнику новых впечатлений.
- Дифференциация сообществ (региональных, этнических, профессиональных), которая будет обострять потребность в консультантах, способных облегчить самоорганизацию и выстраивание отношений с партнерским и конкурентным окружением.
- Дистанцирование личности от корпораций, то есть распространение индивидуального предпринимательства, малых форм бизнеса и в принципе альтернативных форм занятости: формируется спрос на бизнес-психологов, способных разрабатывать а) личные профессиональные стратегии для самих фрилансеров, а также б) психологически эффективные корпоративные стратегии взаимодействия компаний с фрилансерами и креативным классом в целом.
По мнению экспертов, на развитие психологии бизнеса в России будут влиять технологические факторы:
- Геймификация в сфере обучения, а также решение психологических задач через коллективные игры: распространение симуляторов, которые помогают нам осваивать рабочие профессии, решать жизненные ситуации и т.д.
- Автоматизация и максимальная роботизация бизнес-процессов, будет способствовать формированию новой области психологии бизнеса на стыке инженерной психологии, социальной психологии и нейронаук - настраивание интерфейса коллективного интеллекта и решение проблем в области взаимодействия людей, опосредованного машинами.
- Безграничная социальная мобильность за счет использования информационно-коммуникативных технологий: фрилансинг, дистанционная экспертная поддержка, работа одновременно в нескольких организациях и профессиональных средах и т.д.
- Расширение использования социальных технологий, фасилитации групповой работы:облачные технологии, в том числе, в области управления, создадут потребность в фасилитации и настройке новых социальных организмов - одновременно очных и виртуальных, человеческих и автоматизированных; изменится культура принятия решения, будет расти потребность в технологиях, обеспечивающих консенсус.
- Использование искусственного интеллекта и экспертных систем в сфере диагностики и консультирования организаций приведет к тому, что часть функций бизнес-психолога руководитель организации будет брать на себя сам, настраивая экспертные системы под свои задачи; все это обострит конкуренцию среди бизнес-психологов, которые будут вынуждены либо сосредоточиться на разработке и настройке экспертных систем, либо на создании принципиально новых продуктов.
- Появление виртуальных топ-менеджеров: полное или частичное управление компанией с помощью искусственного интеллекта изменит отношения между руководителями и подчиненными, вызовет новые психологические проблемы.
- Мобильные R&D-группы бизнес-психологов: объединение IT-технологий и психологии создаст потребность в командах, участники которых будут одновременно психологами и программистами-разработчиками.
Эксперты выделили несколько психологических проблем в российских компаниях, решением которых придется заниматься руководителям и психологам в ближайшие 10 лет:
- Невротизация сотрудников и руководителей в связи с нарастающим экономическим кризисом: психологические проблемы, связанные с тревогой за собственное будущее, изменением политики отбора кадров, ростом неравенства, необходимостью становиться все более результативным, способным принести работодателю деньги прямо сейчас, а не в долгосрочной перспективе.
- Управление балансом между работой и личной жизнью:нарастание психологических проблем, связанных с удаленной работой и необходимостью оставаться в 24-часовой доступности для коллег.
- Изменение отношения к труду: работа перестает быть ценностью, снижается готовность к сверхусилиям, что делает востребованным применение других инструментов мотивации – через повышение ответственности, самоактуализацию.
- Увеличение открытости в обществе и внутри компаний, заставляющее руководителей менять методы управления:внутренние конфликты, которые раньше подавлялись и замалчивались, уже невозможно скрыть, а значит, будет расти потребность в технологиях фасилитации и посредничества.
- Ускорение бизнес-процессов, требующее от руководителей все больше гибкости, способности принимать нестандартные решения в условиях дефицита времени и стресса: будет расти потребность в психологических технологиях управления стрессом, принятия коллективных и индивидуальных решений.
- Увеличение разнообразия: столкновение разных культур, взаимодействие с иностранцами, разные графики работы и трудности самоопределения при одновременной включенности в множество проектных групп – все это будет вызывать конфликты и растущую потребность в психологической поддержке.
- Информационный стресс и эмоциональное выгорание, связанные с интенсивным использованием IT-технологий.
Основные психологические напряжения будут связаны с необходимостью жить и работать в условиях «шизофренической» организации, которая меняет свой генотип. Это означает, что наиболее востребованными будут способности к самоорганизации и социальный интеллект: умение быстро определять меняющиеся интересы всех участников и находить совместные решения.
В ходе серии мозговых штурмов были определены возможные ответы сообщества бизнес-психологов на выявленные тренды в ближайшие 3-5 лет: источники финансирования исследований и образовательных программ, потенциальные партнеры, способы повышения доверия к психологам со стороны бизнеса, наиболее востребованные компетенции психологов, а также коммерчески перспективные продукты и услуги.
По мнению участников форсайт-сессии, при поиске источников финансирования исследований бизнес-психологи должны ориентироваться на краудфандинг (уметь добывать средства «с миру по нитке»), а также на вложение в исследования средств, заработанных другими услугами бизнесу. Финансирование образовательных программ в области психологии бизнеса необходимо обеспечивать за счет частных и государственных компаний в рамках проектов целевого обучения, а также за счет привлечения грантов международных фондов.
Наиболее активными заказчиками на рынке услуг бизнес-психологии в ближайшие 5 лет будут зрелые клиенты с высокой осознанностью и разборчивостью в выборе продукта. Это означает, что бизнес-психологи должны быть способны переходить от позиции исполнителя технического задания к позиции развивающего диалога с клиентом, к сотворчеству и партнерству.
Диалог с клиентом будет способствовать повышению доверия к психологам со стороны бизнеса. Доверие к бизнес-психологам можно постепенно повышать за счет предложения клиентам надежных психологических технологий через легенду, «под чужим брендом», то есть без упоминания психологии. Еще одним инструментом формирования доверия является использование принципов позитивной психологии, когда ставка делается не на поиск и устранение недостатков, а на поиск и развитие сильных сторон клиента.
Среди наиболее востребованных компетенций, которыми должны обладать психологи в бизнесе в ближайшие 10 лет, были выделены:
- умение выступать в роли фасилитатора, модератора и медиатора;
- понимание бизнеса, в том числе стратегического менеджмента;
- развитый эмоциональный интеллект;
- способность быть сценаристом диалога с клиентом и совместного создания продукта;
- способность быть поли- и мета-экспертом, то есть понимать и психологию, и мир бизнеса, уметь разговаривать с ними на одном языке;
- адаптивность, способность быть «консультантом-хамелеоном» - мимикрировать под окружающую среду, не нарушая собственного равновесия.
Были выделены несколько коммерчески перспективных продуктов и услуг в области психологии бизнеса, в разработку которых эксперты рекомендуют вкладывать силы и средства уже сегодня:
Участники форсайт-сессии предложили рассматривать создание Ассоциации российской психологии бизнеса как один из ключевых ответов профессионального сообщества на вызовы ближайших 10 лет.
Ключевыми целями Ассоциации должно стать создание междисциплинарной коммуникативной площадки для профессионалов; разработка стратегии развития бизнес-психологии в России; формирование единых правил игры на рынке психологии бизнеса, разделяемые заказчиками и исполнителями. Ключевым мерилом эффективности Ассоциации должна быть ее польза для бизнеса. Миссией Ассоциации должно стать повышение эффективности бизнеса через гуманизацию и активизацию его психологических ресурсов. построение гармоничных отношений между человеком, обществом и бизнесом.
Ее членами могут быть люди, которые делают эффективный бизнес с человеческим лицом, то есть и психологи, которые работают в бизнесе и становятся бизнес-психологами, и те, кто разделяют вот такой подход. Ассоциация открыта к взаимодействию с другими профессиональными сообществами.
Ассоциация должна стать не только средством монетизации профессиональных компетенций, но и общественным институтом профессиональной ориентации, планирования карьеры в области психологии бизнеса; площадкой, обеспечивающей для образовательных программ доступ к профессионалам из отечественных и зарубежных компаний.
Среди основных направлений деятельности Ассоциации были выделены:
- разработка профессиональных стандартов деятельности, разработка и ведение реестра профессионалов;
- программы постоянного/дополнительного образования, обмен профессиональным опытом;
- исследования;
- экспертиза;
- супервизия;
- сертификация;
- лоббирование, GR;
- международные связи, позиционирование на международном рынке;
- публичные мероприятия (конференции, выставки);
- издательская деятельность;
- донесение идей до общества, продвижение, PR (в том числе через создание своих СМИ).
Сообщество экспертов, объединившихся в рамках форсайта «ПСИХОЛОГИЯ БИЗНЕСА - 2024», уже приступило к планированию и реализации совместных проектов по развитию российской психологии бизнеса. Адрес сообщества в Facebook: …. Присоединяйтесь!
Ведущий форсайт-сессии и автор отчета - Тимофей Нестик