«Конфликт – это норма нашей жизни, естественное явление, и относится к нему нужно именно так»
профессор департамента психологии НИУ ВШЭ, доктор психологических наук
— Оксана Ивановна, добрый день! Расскажите, пожалуйста, о чем данная программа и как Вы пришли к идее её создания?
— Интерес к проблеме конфликтов не исчезнет никогда. Поскольку на уровне онтогенеза конфликты различной этиологии, включая внутриличностные конфликты, сопровождают человека постоянно до конца его жизни в самых разнообразных сферах. По сути конфликт – это норма нашей жизни, это естественное явление, и относится к нему нужно именно так. Относительно межличностного конфликта – думаю, что это явление, где каждый имеет свой уникальный личный опыт.
Мой интерес к проблеме межличностного конфликта возник достаточно давно. Это было связано, прежде всего, с работой в Вузе, а также с моей практической работой по индивидуальному психологическому консультированию, ведению групповых тренингов, занятий в государственных и бизнес учреждениях. Например, подобные занятия проводились с сотрудниками пенсионного фонда, росфинмониторинга, управления юстиции, аппарата уполномоченного по правам человека, с работниками различных бизнес-структур.
Подобная практика, анализ конфликтных ситуаций подтолкнули к проведению научных исследований, написанию докторской диссертации как раз по проблеме трудных ситуаций межличностного взаимодействия, работе в данном направлении с аспирантами и докторантами.
Как я отметила ранее, конфликт – это норма жизни, но так считают далеко не многие. От конфликтов принято уходить, конфликтных личностей – избегать, в обществе бытует устойчивое мнение о межличностном конфликте как исключительно негативном явлении. С самого раннего детства нас учат, что ругаться – это плохо. Наряду с этим иногда в жизни можно услышать и другое: «Не поссорившись – не подруги», «Милые бранятся – только тешатся». Получается, что конфликт – это не так уж и плохо? Программа как раз помогает разобраться с вопросами: Нужны ли в жизни межличностные конфликты? Из чего они состоят? По каким механизмам развиваются? Конфликтовать или не конфликтовать? Всегда ли нужна стратегия компромисса?
— В чем заключается уникальность программы? Чем она отличается от уже существующих программ по управлению конфликтами?
— На рынке сейчас представлено много различных курсов по управлению конфликтами, которые ориентируются не всегда на научные направления и подходы, а также разнятся по структуре.
В основе программы «Эффективное поведение в межличностных конфликтах» лежит строго научный подход: мы будем опираться на академические исследования в этой области, ориентируясь на решение проблем в конфликтной практике. Раскроем особенности конфликта как явления жизнедеятельности и методологически определимся: какие формы межличностного взаимодействия являются противоположными конфликту, ответим на вопрос: Как остановить эскалацию конфликта и в каком направлении двигаться?
Структура программы построена таким образом, чтобы отразить и теоретические аспекты проблемы межличностного конфликта, и отработать практические навыки, например, взаимодействия с «трудными» людьми, выбора оптимальной стратегии поведения и защиты, а также провести диагностику особенностей собственной личности в ситуации конфликтного взаимодействия и справиться с возникающими в подобных ситуациях неблагоприятными психическими состояниями, такими как, панические атаки, стресс и пр. Будут предложены конкретные практические приемы, методики самопомощи в ситуации актуального конфликта и, если конфликты в жизни приобрели «хронический» характер.
— Кому будет интересна данная программа?
— Программа «Эффективное поведение в межличностных конфликтах» ориентирована и на разрешение межличностных конфликтов в разных сферах жизнедеятельности, и на самопознание. Поэтому целевая аудитория здесь очень широкая; это все, кому интересны конфликты и в семье, и на работе.
Курс будет актуален представителям социономических профессий («Человек-Человек»): менеджерам, психологам, учителям, кадровикам и пр.
Прекрасно, если программой заинтересуются корпоративные клиенты – коммерческие организации и государственные учреждения. Освоение сотрудниками основ предложенного курса несомненно оптимизирует социально-психологическую атмосферу в коллективе, тем более, что подобный опыт по реализации данной программы уже отработан, как отмечалось ранее.
У вас есть возможность присоединиться к дебютному набору программы повышения квалификации «Эффективное поведение в межличностных конфликтах». Начало занятий 04 марта 2024 года, узнать подробности и подать заявку вы можете на странице проекта.