Комментарий Альбины Галлямовой о соцсетях в передаче "Что Это Значит" на РБК
Альбина Галлямова обсудила проблемы поведения человека и соцсетей в передаче "ЧЭЗ. Выпуск от 29.11.2024, часть 4" на РБК-ТВ.
Тезисы Альбины:
Концепция культурной ниши подчёркивает, что человек создаёт и наследует уникальную экологию поведения, направленную на адаптацию и выживание. В этом контексте цифровая среда является не просто развлечением, а неотъемлемой частью современной культурной экосистемы. Она способствует быстрому распространению знаний, инноваций и социальных норм, обеспечивая доступ к ресурсам, критически важным для развития и будущего детей. Исключение подростков из цифровой среды означает лишение их важного инструмента социализации и роста.
Научные исследования опровергают обывательский миф о том, что интернет — это лишь игрушка или угроза. Цифровая среда открывает подросткам уникальные возможности для обучения, решения сложных задач и участия в глобальных процессах на уровне, недоступном в традиционном офлайн-пространстве.
Если традиционными агентами социализации всегда считались семья, школа и культура, то сегодня социальные сети расширили это понятие. Они стали важной платформой для формирования навыков самопрезентации, разрешения конфликтов и социальной компетентности. Запрет социальных сетей разрушает этот канал, создавая культурный и социальный вакуум, который отрицательно сказывается на развитии подростков.
Запреты, как показывают исследования, лишь создают иллюзию безопасности. Это эффект «страуса», когда проблемы не исчезают, а становятся менее заметными. Кроме того, такие меры снимают ответственность с ключевых участников процесса — родителей и общества, но не решают корневых проблем. Научные данные доказывают, что целевые подходы, такие как развитие цифровой грамотности, дают значительно лучшие результаты при меньших ресурсах.
Роль родителей в формировании здоровой цифровой жизни подростков остаётся ключевой. Исследования показывают, что активное участие семьи, обсуждение рисков и установление разумных ограничений помогают детям успешно адаптироваться к современным условиям, снижая вероятность столкновения с угрозами. Передача этой ответственности государству, напротив, ослабляет воспитательную роль семьи и увеличивает зависимость от внешнего контроля.
Цифровые навыки, такие как критическое мышление, управление информацией и эффективная коммуникация, уже признаны важнейшими компетенциями XXI века (OECD, 2015). Ограничение доступа к социальным сетям лишает подростков возможности развивать эти навыки, что ставит их в невыгодное положение как в профессиональной, так и в личной жизни.
Научный подход предлагает не запрещать, а решать конкретные проблемы, такие как кибербуллинг или нарушение конфиденциальности. Образовательные программы, направленные на развитие цифровой грамотности уже доказали свою эффективность. Это разумный и результативный путь.
Запрет социальных сетей для детей младше 16 лет — это реакция, продиктованная эмоциями и страхами, но лишённая научной основы. Такой подход игнорирует важность цифровой среды и ставит под угрозу развитие подростков. Альтернатива есть: образовательные инициативы, целевые меры и вовлечённое родительство. Только такие стратегии, основанные на доказательствах, способны обеспечить долгосрочную устойчивость и подготовить детей к вызовам современного мира.
Галлямова Альбина Аликовна
Центр социокультурных исследований: Научный сотрудник