• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Арсений Бучацкий и Александр Новиков провели первый семинар проектной группы по изучению образовательных курсов для пожилых россиян как ресурса активного долголетия.

Скриншот семинара

Скриншот семинара

В среду, 10 апреля на базе МЛ ИСИ состоялся первый семинар проектной группы ФСН НИУ ВШЭ «‎Образовательные курсы для пожилых людей как ресурс активного долголетия». 

Докладчиками выступили стажер-исследователь МЛ ИСИ Арсений Бучацкий и студент 4-го курса ОП «‎Социология» Александр Новиков. Соорганизатором семинара и соавтором материала стала курировавшая работу докладчиков профессор ФСН Виктория Антонова.

Образовательные курсы для пожилых граждан — это новое направление социальной политики России. Такие программы, например, «‎Активное долголетие», могут повышать качество жизни и усиливать социальную интеграцию старшего поколения. Международный опыт подтверждает эффективность подобных эффектов от курсов. Однако недостаток данных о доступности и популярности подобных программ, а также трудностях в обучении и запросах аудитории требует дальнейшего изучения их опыта в России.

Авторы выбрали своим фокусом изучение востребованности онлайн-образования среди пожилых слушателей, а также его барьеров и драйверов. Целью пилотного исследования (выборка: 819 опрошенных), проведенного в Краснодарском крае, Саратовской области, Самарской области и Ямало-Ненецкого автономного округа в 2024-2025 годах, стало определение причин участия и неучастия пожилых людей в онлайн-образовании и потребностей такой аудитории. Исследование показывает, что дополнительное образование в целом популярно среди граждан старше 75 лет (это более 85% респондентов), высока доля одиноких (47,6%) и овдовевших (42,1%) респондентов создает контекст для восприятия онлайн-занятий как удобного способа для создания новых социальных связей. Спрос на групповые занятия (58,6% опрошенных) также свидетельствует в пользу этой возможной роли онлайн-курсов.


Однако, как показывают авторы, аудитория не стремится приобрести цифровые компетенции, несмотря на их востребованность, но отказ от онлайн-занятий связан именно с отсутствием этих навыков. Обобщенные данные недавних предыдущих исследований вообще свидетельствуют о малой востребованности цифровых компетенций для поколения "беби-бумеров".

Дальнейшие этапы проекта будут направлены на изучение этого противоречия и совершенствование конкретных стратегий вовлечения старшего поколения в цифровую среду.


В ходе обсуждения доклада дискутант, руководитель научно-исследовательской лаборатории Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы) Виктория Муха дала и предложила изучить схожие социальные противоречия в опыте других стран, а также сосредоточиться на мотивации к обучению отдельныз групп слушаталей и  образе педагога для пожилых слушателей, применив междисциплинарный подход. 


Ранее результаты исследования были успешно представлены Арсением и Александром на XXIII Международной конференции молодых ученых «‎Векторы» на секции по изучению образования как канала социальной мобильности. По результатам работы над исследованием в ближайшее время планируется публикация статьи в рецензируемом научном журнале.