• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Где начинается "ПЛАТФОРМА 3/4"?

В 2013 г. факультет социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) провел международную общественно-профессиональную экспертизу образовательного процесса и деятельности факультета социологии, были получены положительные экспертные заключения. Международные эксперты, не ставя под сомнение качество представляемых к экспертизе образовательных программ, обратили внимание на то, что в западных университетах традиционно присутствуют учебные курсы, развивающие навыки работы с научными текстами (восприятия текстов и анализа текстов) получения информации, необходимой для решения поставленной учебной задачи/темы, а также создания (разработки) научных текстов: закономерностей выстраивания суждений в логике аргументации и доказательства определенной позиции/идеи/вывода, что в свою очередь, предполагает также углубление умений обучающихся в области эристики и риторики: развитие навыков ведения аргументированной дискуссии. Они рекомендовали усилить академическую составляющую в части навыков работы с научными текстами при подготовке специалистов.

На основании данных экспертами рекомендаций[1] было решено посмотреть, от чего можно оттолкнуться, есть ли уже некоторая «платформа», которую нужно усилить и собрать учебные материалы, отвечающие, по мнению преподавателей, обозначенным экспертами замечаниям. Мы просили преподавателей факультета прислать примеры заданий для студентов, развивающие и проверяющие академические навыки, которые уже используются в повседневной учебной практике или планируются для новых и обновляемых курсов.

Далеко не все преподаватели смогли найти время на эту добровольную акцию, однако, из присланных материалов, можно заключить насколько активная работа ведется кафедрами.

Необходимо заметить, что НИУ ВШЭ, будучи национальным исследовательским университетом, работает по собственным стандартам и формулировки компетенций имеют отличия от ФГОС[2]. В университете в 2010 г. Методическим управлением разработан электронный шаблон программы учебной дисциплины, который включает таблицу компетенций для данной дисциплины, это является частью методической работы преподавателя[3] (табл. 1).

 

Таблица 1

Шаблон программы учебной дисциплины (фрагмент)

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать

Уметь

Иметь навыки (приобрести опыт)

 

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

 

ОК-1

[Глаголы-подсказки, даны по мере повышения уровня освоения: дает определение, воспроизводит, распознает, использует, демонстрирует, владеет, применяет, представляет связи,  обосновывает,  интерпретирует оценивает]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[Компетенции для программы учебной дисциплины берутся из: стандарта ФГОС/ НИУ, где перечислены все компетенции по данной образовательной программе; из Концепции образовательной программы (или аналогичных документов), разработанной на факультете, где Компетенции представлены в форме Матрицы взаимодействия дескрипторов компетенций и учебных дисциплин.]

 

В шаблоне учебной программы (его заполнение обязательно для каждого преподавателя, представляющего на кафедру свою учебную программу) таблица компетенций включает:

1) формулировку компетенции в соответствии с ФГОС/ОС;

2) код компетенции по классификатору НИУ ВШЭ;

3) дескрипторы освоения компетенции, то есть показатель того, как на уровне конкретной учебной дисциплины и средствами данного курса обеспечивается формирование компетенции;

4) формы и методы (собственно задания).

В результате освоения дисциплины студент овладевает некоторым набором компетенций, формируемых полностью и/или частично.

Соответственно в программах дисциплин, процесс показан в таблицах от компетенции (которая является образовательным результатом в целом) к дескрипторам (признакам освоения на предметной области дисциплины) и третья колонка (формы и методы обучения), содержание которой как раз и представляет совокупность заданий по дисциплине, которые позволяют студентам усваивать материал и отрабатывать новые для себя умения. Оценка обучения как нового качества обучающегося – формирования компетенции – часто неявный и трудно доказуемый результат. Методические конструкции громоздки и неубедительны.

Доказательство получения результата по всей образовательной программе и взаимозависимости отдельных заданий и результатов по образовательной программе может быть представлено упрощенными схемами, где треугольник – задание; четырехугольник – программа дисциплины, а эллипс – образовательная программа в целом (схема 1 и схема 2)

  

 

Схема 1. Связь «Требований к выпускнику» и заданий учебного курса.

Соответственно в логике преподавателя строится и обратная связь. Каждый преподаватель разрабатывает комплекс по дисциплине, который состоит из отдельных заданий (домашнее задание, семинарское, индивидуальное, групповое и пр.).

  

 

 Схема 2. Связи задания и результата в образовательной программе.

Каждое задание предполагает проверку освоения части учебного материала, что соответствует колонке «формы и методы», это «часть» метода. Затем, на более обобщенном уровне формулируются цели разработки задания, – это и есть уровень, соответствующий дескрипторам освоения (третий пункт в таблице компетенций в шаблоне учебной программы). Следующий этап – показать компетенцию, заложенную (обозначенную) в программе учебной дисциплины как приобретение обучающегося в результате решения задания, как части метода/способа обучения. Соответственно выбор компетенций происходит из списка результатов по образовательной программе «Требований к выпускнику».

Далее Вам предлагаются примеры

  

  ПЛАТФОРМА 2013.pdf


[1] Материалы международной экспертизы (см.: http://soc.hse.ru/en/international%20expertise.)  формировались комплектами и содержали 4 части.1-я часть – гайдбук, информация для поступающих;  2-я часть – презентация текущей деятельности факультета (наука, образование, кадры); 3-я часть – это комплект учебно-методических материалов по образовательным программам, а 4-я часть – результаты экспертизы и комментарии к ним. Отсюда название «Платформа ¾», которое отражает исключительно место в комплекте аналитических материалов для экспертизы. Мы намерены сделать «Платформу ¾» электронным ресурсом ЦРСО НИУ ВШЭ методической поддержки всех заинтересованных преподавателей социологии РФ, где каждый может разместить задание для коллег (под своим именем) отвечающее задачам компетентностного подхода. Пишите:  - centrcozobr@hse.ru.

[2] Требования к результатам освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 «Социология» (квалификация (степень) выпускника бакалавр) и 040100 «Социология» (квалификация (степень) выпускника магистр) обозначены на сайте  НИУ ВШЭ. URL: http://www.hse.ru/standards. (последний параграф стандарта)

[3] См.: http://www.hse.ru/studyspravka/programmauchdisc.




 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.