Насколько связаны образование и рынок труда сегодня?
Одна из основных задач системы образования - готовить кадры для рынка труда. Каковы сегодня новые вызовы для института образования? 6 февраля состоялся ежегодный Круглый стол "Российское образование сегодня", тема 2023г. : «Образование и рынок труда».
Организатором мероприятия выступил известный центр социологических исследований в области образования, Отдел социологии образования ФНИСЦ РАН, под руководством доктора социологических наук, главного научного сотрудника Д. Л. Константиновского. На КС было заявлено более 20 докладов. С программой можно ознакомиться на странице портала ФНИСЦ РАН: http://obrazovanie_ks.tilda.ws/
Для проведения эффективной политики в сфере высшего образования, принятия решений, и управления высшей школой необходимым условием является наличие достоверных знаний о реальных социальных процессах, о только намечающихся тенденциях в ценностных ориентациях преподавателей и студентов, их образовательном и трудовом поведении в связи с внедрением методических и цифровых инноваций. В решении практической задачи ориентации образовательного процесса на требования рынка труда зачастую преподавателям приходится быть основными испытателями нормативных и методических документов, осуществлять инструментальную подстройку образовательных программ, в частности, под профессиональные стандарты.
Наибольший интерес был проявлен в обсуждении выступлений М.Д. Бершадской, руководителя Центра развития социологического образования НИУ ВШЭ и В.Ф. Пугач доктора социологических наук исследовательского центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета).
Если в выступление Виктории Федоровны Пугач было посвящено демографическим и образовательно-квалификационным характеристикам преподавателей и студентов, и степени их вовлеченности в вузовскую жизнь, то Маргарита Давыдовна Бершадская сделала акценты на методологических проблемах. Как методически интегрировать в процесс образования компетенции, обозначенные в профессиональном стандарте социолога, вступившем в силу в 2022г.
Основную цель доклада М.Д. Бершадской на КС отражена в названии: "О соотнесении образовательного результата высшего образования и требований профессионального стандарта социолога". Актуализация образовательных программ с учетом требований профессионального стандарта включает разработку проверяемых индикаторов достижения профессиональных компетенций с учетом трудовых действий (профессиональной деятельности).
Совершенно отдельной и значительной работой по профстандарту будет предстоящее согласование формулировок и содержания квалификаций (типовых характеристик профессиональной деятельности). С большими проблемами и вызовами столкнулись профессиональные сообщества исследователей рынка и представители социологического образования при подготовке проекта профессионального стандарта социолога и именно такой бюрократический документ, как профстандарт, может стать искомой формой стыковки между требованиями рынка труда к профессии социолога и образовательными результатами социологических программ вузов.
Запись круглого стола и выступления М.Д. Бершадской можно посмотреть по ссылке:
https://disk.yandex.ru/d/7-oEPooeihEZsA