Профессиональный стандарт вступает в силу
В марте 2022 г. вступил в силу Приказ Минтруда России № 751н от 21 октября 2021 г. https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/2166 Об утверждении профессионального стандарта «Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям»
ПС «Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям» https://social.hse.ru/mirror/pubs/share/554314428.pdf ныне действует.
В настоящее время в Российской Федерации не существует других утвержденных на государственном уровне профессиональных стандартов, характеризующих деятельность специалиста по организации и проведению фундаментальных и прикладных социологических исследований. Наконец созданы условия для правового разрешения коллизии, которая создавала целый ряд отраслевых проблем, а также проблем при взаимодействии сферы образования и рынка труда.
В частности, необходима актуализация ФГОС ВО по социологии с учетом навыков, требуемых для работы в социологических и маркетинговых исследовательских организациях. Необходимо взаимодействие сферы образования и работодателей в целях повышения качества подготовки специалистов и их конкурентоспособности на российском рынке труда, поскольку последнее невозможно без сформулированных профессиональных требований к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемых по месту предполагаемой трудовой деятельности выпускников образовательных программ различного уровня. Развитие отрасли сопровождается актуализацией целого ряда вопросов, от решения которых зависит качество получаемых результатов и эффективность использования социологической информации в принятии политических и бизнес решений.
Актуальные задачи внедрения ПС, это, прежде всего, осуществление внешнего и внутреннего аудита качества продукции на всех этапах оказания услуги по проведению фундаментальных и прикладных социологических исследований. Урегулирование споров по поводу прав на продукт социологического исследования, публикаций, тиражирования методик и результатов фундаментальных или прикладных социологических исследований.
Растет интерес пользователей социологической информации к вопросам ее достоверности. Заказчики социологических исследований хотят иметь четкие ориентиры, позволяющие оценить уровень надежности результатов исследования, иметь представление о нормативном и организационном оформлении исследовательского проекта.
Таким ориентиром должен стать профессиональный стандарт социолога, специалиста по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям. С учетом возрастающей роли этого вида деятельности в социальной, политической и экономической жизни общества объединение российских региональных исследовательских социологических компаний, Ассоциация «Группа 7/89», разработала при участии экспертного сообщества проект профессионального стандарта «Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям».
Цель разработки – создание объективной основы для оценки профессиональных квалификаций социологов, для формирования программ высшего социологического образования; для профессионального обучения, подбора, развития и эффективного использования персонала исследовательских агентств. Профессиональный стандарт «Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям» позволит установить функциональные навыки, знания, умения и компетенции, которыми должен обладать специалист, работающий в данной сфере, исходя из основной цели: организации и проведения фундаментальных и прикладных (в том числе маркетинговых) социологических исследований.
С учетом того, что введен в действие профессиональный стандарт «Маркетолог» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 июня 2018 г. N 366н [http://nspkrf.ru/izmeneniya/spk-fr/1948-fr-1.htm]) необходимо разграничить функциональные сферы последнего и разрабатываемого ПС «Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям".
Пограничной областью ПС «Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям» и «Маркетолог» являются исследование рынков в соответствующих стандартах. Здесь важно иметь в виду, что маркетинговые исследования.
а) являются разновидностью прикладных социологических исследований, направленной на изучение потребительского поведения,
б) являются важной, но лишь одной из трудовых функций маркетолога как специалиста по продвижению товаров и услуг на потребительский рынок,
в) маркетинговые исследования не охватывают профессиональных видов деятельности по изучению таких сфер жизни общества, как культура, наука, образование, общественное мнение и медиа.
Это определяет различие трудовых функций и трудовых действий пересекающихся обобщенных трудовых функций и соответствующих знаний и умений, необходимых для их выполнения.
Сегодня заказчиками исследований выступают органы власти всех уровней, научное сообщество, производители товаров и услуг. Результаты социологических и маркетинговых исследований рассматриваются как информационное обеспечение разработки законопроектов, стратегий ведения бизнеса и реализации социальных программ. Заметная часть специалистов по прикладным социологическим исследованиям работает внутри производственных и сервисных предприятий на территории России. С учетом сказанного, настоящий стандарт формирует рамочные требования к обобщенным трудовым функциям и трудовой деятельности, которые в равной мере выполняются при организации и проведении социологических исследований.