• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

В ожидании Годо?

Проект профессионального стандарта  Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным исследованиям отправлен на экспертизу и утверждение Минтруда.

В ожидании Годо?

По уже сложившейся многолетней традиции в канун Нового года,  ЦРСО представляет   доработанный проекта профессионального стандарта социологов, после чего комплект с сопровождающими документами направляется в Минтруд. Например, в этом году одна из опций доработки состояла в устранении замечаний Росстата в готовом комплекте.  Вероятно, новые требования введения в профессиональные стандарты «мягких»  социальных компетенций приведет к нивелированию уже проделанной работы в области создания национальной  системы профессиональных квалификаций и обесцениванию самой идеи профессионального стандарта как оценочного «реестра».Публикуем протокол исправлений по  замечаниям  Росстата.

 

Замечание

Устранение (привести исправленный фрагмент текста)

Страница проекта ПС

 1. В рамках описания одних и тех же трудовых действий встречается дублирование (дословное повторение) или  схожие по смыслу формулировки текста в формулировках «трудовые действия» и «необходимые умения», например, «разработка инструментария социологического исследования» и «разрабатывать исследовательский инструментарий социологического исследования»

В п. 3.1.2 дублирование текста ТД в формулировках умений устранено: оставлено трудовое действие «Разработка инструментария фундаментального или прикладного социологического исследования, соответствующего задачам исследования и используемым методам; удалено дублирующее умение «разрабатывать исследовательский  инструментарий социологического исследования»  с заменой: «анализировать возможность применения социологических методов, методик, технологий к конкретному проекту»

В п. 3.2.2 содержится ТД «Разработка технического задания и инструментария прикладного социологического исследования с учетом специфики рынков». Удалено дублирующее умение «Разрабатывать  техническое задание и инструментарий исследования»

Стр. 7

п. 3.1.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стр. 12

2. Пункт 1.3. Представляется целесообразным в наименование трудовой функции добавить «Планирование». Соответственно тогда ее наименование будет «Планирование и проектирование 

Принято наименование обобщенной трудовой функции: А. Планированиеи проектирование фундаментальных и прикладных социологических исследований

Введено уточнение в формулировку А/01 (пункт 3.1): Подготовка и планирование проектного предложения по реализации фундаментального или прикладного социологического исследования

Приведенные выше изменения в формулировках трудовых функций отражены в соответствующих изменениях пояснительной записки к профстандарту

Стр. 2

Стр. 4

 

 

Стр. 5

 

 

Пояснит. запискаСтр.6, 10

3. Пункт 3.1.2. Для реализации трудовых действий, определяемых в данном пункте профстандарта наряду с другими, требуется умение применять методы выборки, а также знание общей теории статистики и основ математической статистики и теории вероятностей. (На наш взгляд, знание основ статистики является необходимым для осуществления практически всех функций социолога,  определенных в проекте профстандарта)

 п. 3.1.2 - в перечень необходимых умений введено умение «применять методы выборки», в перечень необходимых знаний введены

- общая теория статистики,

- основы математической статистики и теории вероятностей

Аналогичные изменения перечня необходимых знаний (введение основ статистики) - в пунктах

 3.1.3,

3.2.1,

 3.5.1

3.5.2

3.6.2

Стр. 7

 

Стр. 8

 

 

 

 

 

 

 

Стр. 9,

Стр. 12

Стр. 26

Стр. 27

Стр. 29

4. Пункт 3.1.3 –отсутствует определение необходимых умений, а текст описания трудовых действий требует приведение их формулировок к единообразию.

Устранено ошибочное объединение трудовых действий и необходимых умений. Техническая ошибка устранена:

Описание трудовых действий отделено

от перечня необходимых умений

 

 

 

Стр. 8

Стр.9

5. В представленном проекте профстандарта уделено недостаточное внимание умениям и знаниям, связанным с так называемыми социальными или «мягкими» компетенциями, значение которых постоянно возрастает, так как они позволяют объединить когнитивные способности и социально поведенческие аспекты профессиональной деятельности любого специалиста, в данном случае социолога

 Введены знания и умения, связанные с социальными компетенциями.

УМЕНИЯ

- Осуществлять социальные технологии в системе социальных институтов, норм и отношений - п. 3.1.3

- Осуществлять социальное взаимодействие с партнерами по проектной деятельности, распознавать эмоции и мотивы других людей

- Формировать и оценивать социальные компетенции персонала   - п. 3.1.3

- Учитывать социальные компетенции персонала при планировании работ – п. 3.3.2

- Предупреждать конфликтные ситуации и разрешать конфликты - п. 3.3.2

- Прислушиваться к мнению коллег и воспринимать критику - 3.3.2

 

ЗНАНИЯ

- Методы оценивания социальных компетенций – введено в п. п. 3.3.1, 3.3.2

- Правила, нормы и основные принципы этики делового общения - проверено наличие во всех пунктах профстандарта:

 

 

 

 

Стр.9

 

 

Стр.9

 

 

 

Стр.15

 

Стр.15,16,

17

 

Стр.15,16

 

Стр.15,16

 

 

 

Стр. 6, 8,

 

Стр.9,12,1315,16,17,1921,22,24,29,30

 

Поскольку профессиональные квалификации рабочих профессий определить и оценить можно: условно говоря, по факту, починил холодильник – есть компетенция, не починил – нет. Сложные умения и описать, и разработать инструмент оценивания  простыми способами невозможно, а сложными трудозатратно, не однозначно эффективно. На настоящий момент наиболее востребованным остается метод экспертного оценивания (например, ГЭК). Когда же предметом оценивания становятся «мягкие» социальные компетенции, задача усложняется многократно. Как оценить, например, толерантность к афроамериканцам или инвалидам ( людям с ограничениями по здоровью). В старых  материалах исследования PISA, (не могу сослаться на источник, задание было приведено докладе) у детей, выявляли «компетенцию толерантности» путем предъявления картинки двух дерущихся детей, один из которых был белый, а второй не был белым, и вопрос: «Как ты думаешь, кто виноват?». В анализе ответа нужно было, как минимум, учитывать  национальность испытуемого. В случае с оценкой «мягких» навыков, социальных компетенций студентов, выпускников высшей школы, можно предположить, что они обладают навыком представить ожидаемый ответ. И, в таком случае, что является предметом проверки, какой навык, умение предвидеть правильный ситуационный ответ или  ценностные установки испытуемого. Это только маленький очевидный  пример. Риск ввода неопределенности в оценку образовательных результатов очень велик  через социальные компетенции, которые всегда основаны на ценностях, а универсальных ценностей не бывает, кроме общечеловеческих, изложенных в священных  религиозных книгах: не убий, не укради… впрочем, еще Египетская Книга Мертвых: «Я не был причиной чужих слез…» Все остальные ценности  - обусловлено субъективны, это бесконечное поле для раздора, это инструмент манипуляции и управления. При всей видимости инновационности подходов, вероятно, стандартизировать профессиональные умения и свойства личности в профессиональной деятельности не одно и то же…

Процесс доработки проекта профстандарта, по мнению экспертов, вступил в завершающую стадию. Так хотелось порадовать коллег  хорошими известиями о профессиональном стандарте. Но, увы, год кончается, а воз, простите, проект и ныне в Министерстве.

 Надеемся на лучшее, готовы ко всему.