• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Инструкция по применению профессиональных стандартов для вузовских образовательных программ

В журнале «Экономика образования» (№1, 2020) опубликована новая статья  Заведующей центром развития социологического образования НИУ ВШЭ  Бершадской Маргариты Давыдовны с соавторами  «Взаимодействие сферы образования и рынка труда: проблемы и перспективы».Анализу различных аспектов взаимодействия сферы высшего образования и рынка труда посвящен ряд исследований и разработок с нашим участием -  от разработки требований к выпускникам университетов, согласованных с требованиями рынка труда,  до выполнения этих требований образовательными программами высшего образования. Результаты отдельных исследований содержатся в ряде публикаций, в том числе и  наших,однако конкретные рекомендации по их практическому  применению отсутствуют . Цель представленной работы  предметно показать как на практике  инкорпорировать в образовательную программу  формулировки  трудовых функций  и действий  профессиональных стандартов. Публикуем полный текст.

Инструкция по применению профессиональных стандартов для вузовских образовательных программ

 

Взаимодействие сферы образования и рынка труда: проблемы и перспективы

 

 Бершадская Маргарита Давыдовна, кандидат технических наук, старший научный сотрудник (звание)

Артамонова Марина Васильевна, кандидат социологических наук,

Серова Александра Владимировна,

Чепуренко Александр Юльевич, доктор экономических наук, профессор.

 

Аннотация

 

Рассмотрены практические аспекты взаимодействия сферы образования и рынка труда -  от разработки требований к выпускникам университетов, согласованных с требованиями рынка труда,  до выполнения этих требований образовательными программами высшего образования. Обобщен опыт исследовательских, организационных и просветительских работ в области высшего социологического образования, включая  разработку проекта профессионального стандарта социолога, актуализацию ФГОС высшего образования на основе соотнесения с проектом ПС, разработку индикаторов достижения компетенций в примерных образовательных программах бакалавра и магистра социологии с учетом требований рынка труда.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональный стандарт, федеральный государственный стандарт высшего образования, образовательные программы

 

The interaction of education and the labor market: problems and perspectives

Margarita D. Bershadskaya, Cand. Sci. (Engineering), Senior Researcher,

Marina V.  Artamonova, Cand. Sci. (Sociology),

Alexandra V. Serova,

Chepurenko Alexander Yulievich, Dr. Sci. (Economics), Prof.

 

Annotation

The paper provides evidence on the practical aspects of the interaction between education and the labor market.  It includes the development of requirements for the university graduates according to the demands of the labor market and the implementation of these requirements by higher education programs. There was summarized the experience of research, organizational and educational work in the field of higher sociological education  including the development of a draft professional standard for a sociologist,    the  updating оf the Federal State Educational Standard of higher education andthe elaboration of indicators of achievement of competencies in exemplary educational programs of the bachelor and master of sociology, taking into account the requirements of the labor market.

Key words: higher education, professional standard, Federal State Educational Standard, educational programs

 

 

 

 

 

1.    Цели и задачи исследования

Актуальность взаимодействия системы образования и рынка труда становится все более очевидной не только для выпускников вузов и их работодателей, но и для организаций, призванных регулировать это взаимодействие [1(с.6)]. Результатам конкретных исследований в этом направлении посвящено большое количество работ, играющих важную практическую роль в развитии различных направлений российского высшего образования [например, 2 (с.56), 3(с.187), 4(с. 5-6), 5(с.68), 6(с.899), 7(с.108-110)]. Для  настоящего исследования, в значительной степени ориентированного на проблемы социологического образования, важны сведения о задачах и компетенциях социолога в представлении профессионального сообщества [8(с.31), 9(с.14), 10(с. 97), 11(с.72-73)].

Анализу различных аспектов взаимодействия сферы высшего образования и рынка труда посвящен ряд исследований и разработок с нашим участием -  от разработки требований к выпускникам университетов, согласованных с требованиями рынка труда,  до выполнения этих требований образовательными программами высшего образования. Результаты отдельных исследований содержатся в ряде наших публикаций, однако конкретные рекомендации по их практическому   использованию при разработке образовательных программ пока отсутствуют.

 Цель настоящей работы -сопряжение образовательных программ с требованиями рынка труда на основе обобщения опыта исследовательских, организационных и просветительских работ в области высшего социологического образования.

Основные этапы:

- разработка проекта профессионального стандарта социолога;

- актуализация Федеральных образовательных стандартов высшего образования на основе соотнесения с проектом ПС;

- разработка индикаторов достижения компетенций в примерных образовательных программах бакалавра и магистра социологии с учетом требований рынка труда;

- взаимодействие с ведущими работодателями отрасли по проблемам развития социологического образования.

1.    Проект профессионального стандарта социолога как основа взаимодействия сферы образования с рынком труда

Главная цель разработки профессионального стандарта социолога -  создание объективной основы для формирования программ высшего социологического образования и профессионального обучения, для подбора, развития и эффективного использования персонала исследовательских  агентств, для оценки профессиональных квалификаций социологов.

Рабочая группа по созданию стандарта состоит из представителей Всероссийского центра изучения общественного мнения, Ассоциации региональных исследовательских компаний, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Российского государственного гуманитарного университета». Финансового университета. Совместная работа представителей университетов  и крупных объединений работодателей позволила  выявить  проблемные зоны взаимодействия сферы образования и рынка труда в области социологии (отсутствие согласованного и устоявшегося словаря, недостаточность нормативной базы, отсутствие единого понимания «структуры и содержания»).

 На основе детальной проработки проблемных зон разработана  функциональная карта деятельности по организации и проведению социологических исследований с подробным рассмотрением трудовых функций, а также знаний и умений для их осуществления.

Основные этапы разработки отражены в ряде отечественных и зарубежных публикаций, доложены нами на конференциях Европейской социологической ассоциации  2016 (г. Вена, г. Милан), на Всемирном Социологическом конгрессе 2016 (г. Уфа), на конгрессе ИСА 2018 (г. Торонто).

 Работа по консультированию, экспертизе и корректированию стандарта продолжается, что способствует не только совершенствованию функциональной карты профессиональной деятельности, но и дальнейшему укреплению взаимодействия представителей университетов и ведущих работодателей отрасли.

На рис.1а показана основа функциональной схемы, учитывающая результаты экспертизы, проведенной в 2018 г. [12 URL]. Основное отличие от ранее опубликованной  в профильной  печати  схемы (рис.1b) - изменение порядка описания обобщенных трудовых функций и требований к уровням образования.  В соответствии с новой схемой увеличивается количество трудовых функций, выполняемых бакалавром и магистром.

Каждая из пяти обобщенных трудовых функций  (ОТФ), показанных на рис.1, содержит 2-4 трудовые функции (ТФ), указанных в функциональной карте.    Характеристика ОТФ включает описание  трудовых функций с указанием соответствующих трудовых действий (ТД), а также знаний и умений, необходимых для их выполнения.

В табл.1 показаны трудовые функции одной из приведенных выше обобщенных трудовых функций проекта профессионального стандарта.

 Как видно из этого примера описания ОТФ, функциональная карта профессионального стандарта может служить отличной базой для формирования и оценивания профессиональных компетенций выпускников вузов.

 Такое использование тщательно проработанной функциональной карты мы считаем основным подходом при сопряжении образовательных программ высшего образования с требованиями рынка труда – см. разделы 3 и 4, посвященные актуализации образовательных стандартов высшего социологического образования, разработке индикаторов достижения компетенций выпускника и разработке образовательных программ.

 

 

    а)   

 

   b)

 

Рис.1. Функциональная схема профессиональной деятельности по  организации и проведению социологических исследований: обобщенные трудовые функции: a) 2018; b) 2016

Таблица 1

Характеристика обобщенной трудовой функции «Организация работы по сбору данных»

Трудовые функции

Трудовые действия

Организация работы по сбору данных (В)

Подготовка сбора социологических данных (В/01.6)

- Согласование организационных и методических вопросов сбора информации с руководителем проекта;

- Детализация технологии  сбора социологической информации применительно к условиям исследования и особенностям выбранной методической стратегии;

- Подготовка методических документов для проведения инструктажа персонала по сбору информации: интервьюеров, кодировщиков, наблюдателей

Сбор данных из первичных и вторичных источников (В/02.6)

- Сбор информации в соответствии с методологическими требованиями к соответствующим методам: опроса, анализа документальных источников, наблюдения,  социального эксперимента; 

- Взаимодействие с организациями-исполнителями (региональными подразделениями, бригадами исполнителей в регионах и населённых пунктах, провайдерами онлайн-панелей) по вопросам организации, хода выполнения и контроля качества работ по сбору данных;

- Согласование вопросов организации и порядка проведения сбора информации с третьими лицами, вовлеченными в реализацию проекта: руководством предприятий и организаций, органами власти, средствами массовой информации (СМИ), полицией, представителями общественных организаций и различных социальных групп;

- Подготовка полного комплекта отчётных материалов по этапу сбора информации (массива данных, методического отчёта, контактных ведомостей, аудиозаписей), в согласованном формате в соответствии с требованиями технического задания

Контроль собранных данных для последующей первичной обработки (В/03.6)

- Визуальный контроль и контроль программными средствами полноты и достоверности собранных данных;

- Выборочный телефонный/адресный контроль и проверка  маршрутных листов для оценки  качества сбора данных и их соответствия требованиям отбора респондентов;

- Контроль качества сбора данных с использованием технических средств (аудио-  и видео- записи, координаты и фотографии  мест сбора данных);

- При использовании онлайн-панелей – применение релевантных процедур контроля качества онлайн-интервью: контроль через веб-интерфейс качества ввода ответов респондентами, отслеживание множественных регистраций в панели, длительности заполнения анкеты;

- Проверка соответствия итоговой выборки исходной модели по структуре и объемам;

- Коррекция выборки в соответствии с исходной моделью (ремонт выборки)

 

В августе 2019 г. предложен новый вариант функциональной схемы с учетом рекомендаций СПК, который пока не является окончательным. Изменено наименование вида деятельности (организация и проведение фундаментальных и прикладных социологических исследований), добавлена ОТФ «Проведение маркетингового исследования по элементам комплекса маркетинга» [12, 13 URL]

Внесенные изменения не влияют на  положения данной статьи по методике соотнесения требований образования и рынка труда при использовании предыдущего варианта проекта ПС с функциональной схемой, представленной на рис. 1а.

2.    Актуализация Федеральных образовательных стандартов высшего образования

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования разрабатываются учебно-методическими объединениями каждого направления подготовки и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Стандарты определяют совокупность требований к высшему образованию определенного уровня и направления подготовки (требования к структуре, к результатам освоения и к реализации образовательной программы).

В социологическом высшем образовании в настоящее время действуют актуализированные стандарты подготовки бакалавров и магистров, разработанные при участии авторов данной статьи. Основная задача актуализации – соотнесение требований к уровню высшего образования с требованиями рынка труда. Наличие проекта профессионального стандарта социолога, разработанного в результате сотрудничества представителей высшей школы и рынка труда, прошедшего многократную экспертизу ведущих работодателей в области организации и проведения социологических исследований, облегчило выполнение этой задачи.

Требования актуализированных стандартов подготовки бакалавров и магистров к результатам освоения программы включают универсальные компетенции, общие для всех направлений подготовки, (8 компетенций для бакалавра и 6 для магистра) и общепрофессиональные компетенции, разрабатываемые для каждого направления подготовки с учетом требований рынка труда и соблюдением преемственности от бакалавра к магистру.

Соотнесению компетенций выпускника  программ высшего социологического образования с требованиями рынка труда во многом способствовало целенаправленное участие авторов данной статьи в ряде основополагающих документов:

- проект профессионального стандарта «Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным исследованиям»;

- Федеральные образовательные стандарты высшего образования по направлению «Социология» для уровней бакалавриата и магистратуры;

- проекты примерных основных образовательных программ подготовки бакалавра и магистра по направлению «Социология»;

Сопряжение требований высшего социологического образования и требований рынка труда было заложено при разработке проекта профессионального стандарта социолога, продолжено при разработке ФГОС по направлению «Социология» и завершено при разработке примерных основных образовательных программ.

Универсальные компетенции бакалавра и магистра, заданные изначально для всех направлений подготовки, учитывали при разработке проекта профессионального стандарта. В свою очередь,  трудовые функции и трудовые действия профессионального стандарта, установленные совместно с ведущими представителями рынка труда, использовали при разработке индикаторов достижения универсальных компетенций в образовательных программах по ряду направлений. Примеры универсальных компетенций бакалавра и магистра, необходимых для выполнения трудовых функций проекта профессионального стандарта социолога показаны в табл.2.

Таблица 2

Примеры сопряжения универсальных компетенций бакалавра и магистра с требованиями рынка труда

Профессиональный стандарт:

обобщающие трудовые функции

Федеральный государственный образовательный стандарт:

универсальные компетенции

Проектирование социологического и маркетингового исследования

Способен осуществлять поиск, критический анализ информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1 бакалавра);

Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК-2 бакалавра)

 Организация работы по сбору данных социологического и маркетингового исследования

Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3 бакалавра);

Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5 бакалавра) 

Анализ, интерпретация  данных социологических и маркетинговых исследований

Способен осуществлять поиск, критический анализ информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1 бакалавра);

Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5 бакалавра)

Совершенствование методов  проведения социологических и маркетинговых исследований;

Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода,  определять стратегию действий (УК-1 магистра);

Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла (УК-2 магистра).

Социологическая экспертиза и консалтинг на основе результатов социологических и маркетинговых исследований

Основа процесса актуализации по каждому направлению российского высшего образования – общепрофессиональные и профессиональные компетенции, соотнесенные с требованиями рынка труда.

Общепрофессиональные компетенции, заданные образовательными стандартами высшего образования по направлению «Социология», установлены с учетом трудовых функций проекта профессионального стандарта, что обеспечило значимый вклад в процесс сопряжения требований к выпускнику с требованиями рынка труда.

 Дальнейшее развитие процесса сопряжения требований достигнуто в примерных основных образовательных программах за счет  учета трудовых функций проекта профессионального стандарта

- при установлении обязательных профессиональных компетенций бакалавра и магистра  в дополнение к общепрофессиональным компетенциям, заданным образовательными стандартами;

- при разработке индикаторов достижения общепрофессиональных компетенций бакалавра и магистра.

В табл. 3 показано соотнесение с трудовыми функциями профессионального стандарта ряда общепрофессиональных компетенций, указанных в образовательных стандартах подготовки бакалавров (Б-1, Б-2, Б-3, Б-4) и магистров (М-1, М-2, М-3, М-4) по направлению «Социология».

 Формулировки общепрофессиональных компетенций, как правило, носят обобщенный характер, поэтому одни и те же компетенции соотносятся с разными трудовыми функциями. Для конкретизации требований к выпускнику образовательной программы на основе проекта профессионального стандарта разработаны обязательные профессиональные компетенции бакалавра и магистра (б-1, б-2, м-1), указанные в табл. 3.

Сопоставление обобщенных трудовых функций  профессионального стандарта и компетенций выпускников образовательных программ дает нам общую картину соотнесения требований рынка труда и образовательных программ высшего образования. Следующий этап – конкретизация требований образовательных программ в индикаторах достижения компетенций и сопряжение индикаторов с трудовыми функциями и трудовыми действиями.

Таблица 3

Соотнесение трудовых функций проекта профессионального стандарта с общепрофессиональными и профессиональными компетенциями бакалавра и магистра

Профессиональный стандарт:

обобщающие трудовые функции

Федеральный государственный образовательный стандарт:

общепрофессиональные компетенции

Образовательная программа: обязательные профессиональные компетенции

бакалавр

 А. Проектирование социологического и маркетингового исследования

Б-1. Способен применять современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности социолога;

Б-3. Способен принимать участие в социологическом исследовании на всех этапах его проведения

б-2. Способен подготовить проектное предложение для проведения социологического исследования 

б-1. Способен к организации сбора данных при опросе общественного мнения

В. Организация работы по сбору данных социологического и маркетингового исследования

С. Анализ, интерпретация  данных социологических и маркетинговых исследований

Б-2. Способен к социологическому анализу и научному объяснению социальных явлений и процессов на основе  научных теорий,  концепций, подходов;

Б-4 . Способен выявлять социально значимые проблемы и определять пути их решения на основе теоретических знаний и результатов социологических исследований

 

магистр

D. Совершенствование методов  проведения социологических и маркетинговых исследований

М-1. Способен обоснованно отбирать и использовать современные информационно-коммуникационные технологии для решения задач профессиональной деятельности;

М-2. Способен проводить фундаментальные и прикладные социологические исследования и представлять их результаты;

 М-3. Способен прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий.

м-1. Способен к разработке предложений по совершенствованию методов  проведения социологических и маркетинговых исследований

E. Социологическая экспертиза и консалтинг на основе результатов социологических и маркетинговых исследований

М-4 . Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения социологической экспертизы и консалтинга

 

 

3.     Индикаторы достижения компетенций выпускников высшего образования в примерных образовательных программах подготовки бакалавра и магистра

Компетенции выпускников образовательных программ – комплексные характеристики, наличие которых нельзя проверить без использования индикаторов достижения компетенций. Под индикаторами мы понимаем обобщенные характеристики, уточняющие и раскрывающие структуру компетенции в виде действий, которые может выполнить выпускник, освоивший данную компетенцию. Набор всех индикаторов должен описывать компетенцию со всех ее значимых сторон, включать все сущностные для нее способы деятельности. Количество способов деятельности (а значит, и индикаторов) для каждой компетенции конечно; для инструментального описания компетенция достаточно 3-7 индикаторов.

Знания, умения, навыки, необходимые для формирования индикаторов, - это предметные, конкретные результаты обучения, которые демонстрирует студент в ходе освоения компетенции. Это дескрипторы компетенции, и их количество для каждой компетенции не ограничено. Одни и те же знания и умения могут быть дескрипторами разных компетенций.

Если проводить параллель с профессиональным стандартом (см. рис. 2), индикаторы достижения компетенции можно соотнести с трудовыми функциями и трудовыми действиями, описывающими обобщенную трудовую функцию. Такая схема позволяет конкретизировать соотнесение образовательных результатов с требованиями рынка труда при разработке индикаторов достижения компетенций выпускников.

 

Рис. 2. Соотнесение основных элементов профессионального стандарта и образовательного результата

 

Индикаторы универсальных компетенций бакалавра и магистра, принятые для разработки образовательных программ по направлению «Социология»,  подробно рассмотрены в нашем предыдущем исследовании  («Компетентностный подход к оценке образовательных результатов: опыт российского социологического образования» - см. «Высшее образование в России», 2019, том 28, №2).

В данной статье мы ограничимся примерами соотнесения индикаторов с трудовыми функциями и трудовыми действиями проекта профессионального стандарта (табл. 4 и 5). Речь идет именно о примерах, поскольку индикаторы, как структурные элементы компетенций, в целом шире  трудовых функций и трудовых действий.

Таблица 4

Примеры соотнесения индикаторов компетенций бакалавра с требованиями рынка труда в примерных образовательных результатах по направлению «Социология»

Трудовые действия

примеры

Индикаторы достижения компетенций

примеры

Обобщенная трудовая функция А. Проектирование социологического и маркетингового исследования

А.01. Подготовка проектного предложения по реализации фундаментального или прикладного социологического и маркетингового исследования

Описание проблемной ситуации в социальной, культурной, экономической, политической сфере общественной жизни; 

ОПК-4.2. Выявляет социально значимые проблемы при использовании описательных, объяснительных и прогнозных моделей социальных явлений и процессов;

ПК-2.1. Описывает проблемную ситуацию

Обоснование актуальности исследовательского проекта

ПК-2.2. Обосновывает актуальность проекта для решения поставленной проблемы;

Разработка программы исследования: определение цели и основных задач, объекта, предмета, гипотез исследования, выбор метода или совокупности методов (методической стратегии)

УК -2.1. Определяет круг задач в рамках поставленной цели, определяет связи между ними; ОПК-3.1. Операционализирует задачи конкретного социологического исследования;

ОПК -3.2. Предлагает пути проверки задач и гипотез исследования;

 ОПК-3.3. Разрабатывает программные и методические документы социологического исследования

Согласование с заказчиком содержательных и организационных вопросов;

ПК-2.3. Согласовывает документацию, регламентирующую взаимодействие заказчика и исполнителя социологического исследования

Разработка проектной документации

ОПК-3.5. Оформляет научно-техническую документацию на всех этапах исследования.

Подготовка методических документов для проведения инструктажа персонала по сбору информации: интервьюеров, кодировщиков, наблюдателей;

ПК-1.2. Готовит методические документы для проведения инструктажа персонала по сбору информации: интервьюеров, кодировщиков, наблюдателей

Обобщенная трудовая функция  В. Организация работы по сбору данных социологического и маркетингового исследования

В.02. Сбор данных из первичных и вторичных источников

Сбор информации в соответствии с методологическими требованиями к соответствующим методам: опроса, анализа документальных источников, наблюдения,  социального эксперимента; 

 

УК-1.2. Определяет, интерпретирует и ранжирует информацию, требуемую для решения поставленной задачи;

ОПК-1.1.Определяет релевантные для решения поставленной задачи источники информации, включая национальные и международные базы данных, электронные библиотечные системы, специализированные пакеты прикладных программ;

ОПК-1.2. Проводит поиск социологической информации, необходимой для решения поставленной задачи, получает на ее основе социологические данные;

ОПК-1.4. Создает и поддерживает нормативно-методическую и информационную базу исследований по заданной теме;

ОПК-1.5. Регламентирует процессы архивации и хранения социологических данных в соответствии с установленными правилами ОПК-1.5.

Обобщенная трудовая функция  С. Анализ, интерпретация  данных социологических и маркетинговых исследований

С.01. Описание, объяснение, прогнозирование социальных явлений и процессов на основе результатов социологических и маркетинговых исследований

Разработка научно-аналитических материалов по результатам социологического и маркетингового  исследования: итогового аналитического отчета, презентации на его основе, резюме с выводами и рекомендациями;

ОПК-4.2. Выявляет социально значимые проблемы при использовании описательных, объяснительных и прогнозных моделей социальных явлений и процессов;

ОПК-4.3. Формулирует задачи исследований для определения путей решения социально значимых проблем на основе теоретических знаний и результатов конкретных социологических исследований

Подготовка  профессиональной отчетно-технической документации

ОПК-3.5. Оформляет научно-техническую документацию на всех этапах исследования

С.03. Представление результатов исследования различным аудиториям

Подготовка информационно-аналитических материалов и  профессиональных публикаций по результатам социологических и маркетинговых  исследований

ОПК-4.1. Демонстрирует возможности использования теоретических знаний и результатов социологических исследований для выявления социально значимых проблем

Презентация результатов социологического и маркетингового исследования различным аудиториям: заказчику, научному сообществу, в общественно-публичной сфере;

УК-2.5. Представляет результаты проекта, предлагает возможности их использования и/или совершенствования

Таблица 5

Примеры соотнесения индикаторов компетенций магистра с требованиями рынка труда в примерных образовательных результатах по направлению «Социология»

Трудовые действия

примеры

Индикаторы достижения компетенций

примеры

Обобщенная трудовая функция D. Совершенствование методов  проведения социологических и маркетинговых исследований

D.01. Разработка моделей и методов описания и объяснения социальных явлений и процессов

Выявление  и  описание существующих и прогнозируемых экономических, политических или социальных проблем в масштабах общества, отдельных социальных групп, организаций

УК-1.1.Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними;

УК-1.3. Критически оценивает надежность источников информации, работает с противоречивой информацией из разных источников

ОПК-3.1. Анализирует проблемы развития социальных явлений и процессов с использованием статистических процедур для обработки социологических данных;

ОПК-3.2. Содержательно интерпретирует данные и формулирует выводы и теоретические подходы для анализа и прогнозирования социальных явлений и процессов;

Применение социологических теорий для построения описательных, объяснительных и прогнозных моделей социальных  явлений и процессов

ОПК-3.5. Предлагает описательные, объяснительные и прогнозные модели социальных явлений и процессов на основе социологических теорий;

Совершенствование социологических концепций описания и объяснения социальных явлений и процессов;

ОПК-3.6. Разрабатывает предложения по совершенствованию социологических концепций описания и объяснения социальных явлений и процессов

ПК-1.1. Предлагает модели и методы описания и объяснения социальных явлений и процессов

Разработка стратегий управления социологическими и маркетинговыми проектами, учет и оценка рисков.

УК-1.3. Критически оценивает надежность источников информации, работает с противоречивой информацией из разных источников.

УК-1.4. Разрабатывает и содержательно аргументирует стратегию решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарных подходов

 

D.02. Совершенствование и разработка методов сбора и анализа данных социологических и маркетинговых исследований

 

Разработка предложений по совершенствованию технологических процессов, методов сбора и анализа информации в социологическом и маркетинговом  исследовании;

ОПК-2.4. Обосновывает предложения по совершенствованию и разработке методов сбора и анализа социологических данных;

ПК-1.2. Разрабатывает предложения по совершенствованию технологических процессов, методов сбора и анализа информации в социологическом и маркетинговом  исследовании ;

 

Освоение и адаптация новых технологий и методов сбора и анализа социологической информации;

ОПК-2.3. Анализирует и развивает новые методы исследования применительно к задачам социологического исследования;

 

Разработка  и внедрение новых технологий и методов сбора и анализа социологической информации.

ОПК-1.3. Осуществляет обоснованный выбор методов и в необходимых случаях – программных средств для обработки социологической информации, проверки гипотез исследования и надежности полученных данных

ПК-1.3.Разрабатывает новые технологии и методы сбора социологической информации

 

Обобщенная трудовая функция Е. Социологическая экспертиза и консалтинг на основе результатов социологических и маркетинговых исследований

Е.01. Проведение социологической экспертизы стратегий, мероприятий; качества исследований

 

Экспертная  оценка социальных, политических, экономических, маркетинговых и управленческих стратегий, проектов, мероприятий;

УК-1.2. Определяет пробелы в информации, необходимой для решения проблемной ситуации, и проектирует процессы по их устранению

ОПК-1.3. Осуществляет обоснованный выбор методов и в необходимых случаях – программных средств для обработки социологической информации, проверки гипотез исследования и надежности полученных данных;

УК-2.5. Предлагает процедуры и механизмы оценки качества проекта, инфраструктурные условия для внедрения результатов проекта

ОПК-1.4. Создает и поддерживает нормативно-методическую и информационную базу исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений;

ОПК-4.1. Анализирует варианты формирования и реализации управленческих решений в социальной, культурной, экономической сфере для составления экспертных заключений

 

Отбор экспертов для  проведения экспертизы результатов  внедрения социальных, политических, экономических, маркетинговых и управленческих стратегий, программ, бизнес-решений с использованием инструмента социологических исследований; оценка результатов политических, экономических решений для социальной сферы;

УК-4.1. Устанавливает контакты и организует общение в соответствии с потребностями совместной деятельности, используя современные коммуникационные технологии

ОПК-4.5. Разрабатывает предложения по отбору и организации работы экспертов в исследуемой области

 

Оформление результатов  экспертизы

УК-1.2. Определяет пробелы в информации, необходимой для решения проблемной ситуации, и проектирует процессы по их устранению

ОПК-2.1. Обосновывает актуальность постановки фундаментальных и прикладных социологических исследований, формулирует цели и задачи социологического исследования

 

Е.02. Консультирование по вопросам применения результатов социологических и маркетинговых исследований

 

Разработка предложений и рекомендаций  по улучшению социальных программ  и  стратегий, принятия управленческих  решений;

УК-1.3. Критически оценивает надежность источников информации, работает с противоречивой информацией из разных источников

ОПК-3.4. Научно обосновывает постановку фундаментальных и прикладных социологических исследований для решения социально значимых проблем

ОПК-4.4. Анализирует риски внедрения результатов социальных проектов и мероприятий

 

Консультирование по вопросам формирования стратегий, принятия управленческих решений

УК-1.5. Строит сценарии реализации стратегии, определяя возможные риски и предлагая пути их устранения

ОПК-4.2. Анализирует программы, стратегии, управленческие решения в социальной сфере и разрабатывает предложения по их улучшению

 

Консультирование по вопросам  развития рынков

УК-1.4. Разрабатывает и содержательно аргументирует стратегию решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарных подходов

ОПК-4.3. Анализирует и прогнозирует развитие рынков

 

 

4.    Взаимодействие с ведущими работодателями отрасли по проблемам развития социологического образования

Стремительное развитие отрасли ставит новые задачи перед университетами в подготовке выпускников-социологов. Нормативные документы устаревают раньше официального утверждения. В этих условиях возрастает актуальность взаимодействия сферы образования и рынка труда. Совместная работа с ведущими работодателями отрасли над проектом профессионального стандарта послужила основой для регулярного обсуждения с представителями исследовательской индустрии методических, организационных и экспертных проблем компетентностного подхода в высшем социологическом образовании. В этом контексте следует выделить методический вебинар «Изменения на рынке труда: где будут работать и чем заниматься выпускники образовательных программ по социологии в 202… году?»  [14 URL]. С докладами выступили: Лариса Михайлова Паутова, директор проектов Фонда «Общественное мнение» («Какие выпускники смогут встроиться в индустрию через 5-7 лет и какой мы видим  индустрию в перспективе 5-7 лет»); Юлия Михайловна Баскакова, руководитель практики социального мониторинга и прогнозирования ВЦИОМ («Как меняется профессия социолога-прикладника и как меняются институты этой индустрии).

Основные вопросы дальнейших совместных исследований:

- какие профессиональные практики должны в ближайшем будущем стать учебными курсами,

- как соотносятся ориентиры профессии и образовательных программ.

Заключение

Обобщение опыта исследовательских, организационных и просветительских работ, направленных на сопряжение требований образовательных программ высшего образования и рынка труда, позволяет не только использовать и развивать полученные результаты в образовательных программах, но и вносить необходимые коррективы в проведение дальнейших исследований.

Каждая из четырех рассмотренных задач – необходимый элемент развития высшего социологического образования, как это следует из приведенного ниже краткого изложения достигнутых результатов.

Разработка проекта профессионального стандарта социолога. На основе детальной проработки проблемных зон разработана  функциональная карта деятельности по организации и проведению социологических исследований с подробным рассмотрением трудовых функций, а также знаний и умений для их осуществления. Функциональная карта профессионального стандарта может служить отличной базой для формирования и оценивания профессиональных компетенций выпускников вузов. Именно такое использование функциональной карты явилось в дальнейшем основой сопряжения образовательных программ высшего образования с требованиями рынка труда. Работа по консультированию, экспертизе и корректированию стандарта продолжается, что способствует не только совершенствованию функциональной карты профессиональной деятельности, но и дальнейшему укреплению взаимодействия представителей университетов и ведущих работодателей отрасли.

Актуализация Федеральных образовательных стандартов высшего образования на основе соотнесения с проектом ПС .Сопряжение требований высшего социологического образования и требований рынка труда было заложено при разработке проекта профессионального стандарта социолога, продолжено при разработке ФГОС по направлению «Социология» и завершено при разработке примерных основных образовательных программ. Универсальные компетенции бакалавра и магистра, заданные изначально для всех направлений подготовки, учтены при разработке проекта профессионального стандарта. В свою очередь,  трудовые функции и трудовые действия профессионального стандарта, установленные совместно с ведущими представителями рынка труда, использовали при разработке индикаторов достижения универсальных компетенций в образовательных программах по ряду направлений. Сопоставление обобщенных трудовых функций  профессионального стандарта и компетенций выпускников образовательных программ дает общую картину соотнесения требований рынка труда и образовательных программ высшего образования.

Разработка индикаторов достижения компетенций в примерных образовательных программах бакалавра и магистра социологии с учетом требований рынка труда. Индикаторы - обобщенные характеристики, уточняющие и раскрывающие структуру компетенции в виде действий, которые может выполнить выпускник, освоивший данную компетенцию. Их можно соотнести с трудовыми функциями и трудовыми действиями, описывающими обобщенную трудовую функцию. Составленные по такой схеме примеры соотнесения индикаторов компетенций бакалавра и магистра с требованиями рынка труда отражены в примерных образовательных программах по направлению «Социология».

Взаимодействие с ведущими работодателями отрасли по проблемам развития социологического образования. Совместная работа с ведущими работодателями отрасли над проектом профессионального стандарта послужила основой для регулярного обсуждения с представителями исследовательской индустрии методических, организационных и экспертных проблем компетентностного подхода в высшем социологическом образовании.

По каждому из рассмотренных направлений необходимо продолжение исследований с целью уточнения и углубления полученных результатов на основе их практического использования при разработке образовательных программ.

 

Список источников

1.     Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.В., Серова А.В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 5–15.

2.     Реморенко И.М. Переход к инновационной экономике: возможности и ограничения для системы образования //Вопросы образования. 2011. № . 3. С. 54—72.

3.     Диденко Д. В., Ключарев Г. А. Профессиональное образование в России: пути догоняющей и инновационной модернизации // Вопросы образования. 2013. № . 1. С. 183—204

4.     Аникеева О.А. Взаимодействие системы высшего профессионального образования и рынка труда: стратегия перемен. Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. Научный журнал. ¬ 2013. ¬ № 31, С. 3-8

5.     Бразевич С.С. Социологический анализ процесса организации образовательного пространства в обществе, основанном на знании // Девятые Ковалевские чтения. Материалы научно-практической конференции 14—15 ноября 2014 года. / отв. ред. Ю.В. Асочаков. СПб. : Скифия-принт, 2014. 66—68 с.

6.     Sizikova V.V., Anikeeva O.A., ets. Experimental study of the possibilities of professional activity standardization in the social work: Russian experience. // Biosciences Biotechnology Research Asia. 2015. Т. 12. № 1. С. 895-901.

7.     Сизикова В.В., Аникеева О.А., Проблемы исследования стандартизации профессиональной деятельности в социальной работе: теоретико-методологические и прикладные подходы //Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2015. – № 3 (6). – С. 108–110.

8.      Ганина О.А., Федотова В.А. «Ключевые навыки в профессионализации современных социологов» // Материалы VIII международной социологической Грушинской конференции «Социолог 2.0: трансформация профессии», 18—19 апреля 2018 г. / отв. ред. А.В. Кулешова.— М. : АО «ВЦИОМ», 2018. - С.29-34

9.      Маркеева А.В. «Пересборка» профессии социолога: новые задачи и компетенции // Материалы VIII международной социологической Грушинской конференции «Социолог 2.0: трансформация профессии», 18—19 апреля 2018 г. / отв. ред. А.В. Кулешова.— М. : АО «ВЦИОМ», 2018.- С.11-15, URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/nauka/grusha2018/Tezisi_2018.pdf (дата обращения 12.10.2019).

10. Рыбакова О., Шкурин Д.  Профессия «социолог» в представлении профессионального сообщества // Дискуссия. Политематический журнал научных публикаций Выпуск: №5 (68) май 2016  Рубрика: Социологические науки. С.95-101. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professiya-sotsiolog-v-predstavlenii-professionalnogo-soobschestva (дата обращения 10.04.2019).

11. Фомичева Т.В. Социологическое образование в контексте современных тенденций российского рынка труда // Материалы VIII международной социологической Грушинской конференции «Социолог 2.0: трансформация профессии», 18—19 апреля 2018 г. / отв. ред. А.В. Кулешова.— М. : АО «ВЦИОМ», 2018.— С.71-73. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/nauka/grusha2018/Tezisi_2018.pdf (дата обращения 12.10.2019).

12. Обсуждаем профстандарт/ Сайт Центра развития социологического образования НИУ ВШЭ. URL: https://social.hse.ru/soc/cdse/profstandart?__t=4991188&_r=396391573049343.04334&__r=OK

13. Проект профессионального стандарта Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным исследованиям. URL:https://wciom.ru/nauka_i_obrazovanie/obshcheindustrialnye_proekty/profstandart/

(дата обращения 17.11.2019).

14. Где будут работать выпускники-социологи через 5-7 лет в 20... году? URL:  https://www.youtube.com/watch?v=4I8FlvKySM4

(дата обращения 17.11.2019).