• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Новая Ганза: Международное сотрудничество и экспорт образовательных услуг

21-23 мая в Пскове прошла интереснейшая Международная научно-практическая конференция «Северная Европа, Псков и Ганзейский союз в прошлом и настоящем», посвященная истории и современности Ганзейского союза, торгового союза приграничных северных европейских городов.

Характеристики Ганзейского союза, тенденции развития Балтийского региона, успешный опыт взаимодействия муниципалитетов, расположенных на приграничных территориях, сложившиеся традиции Ганзы, – все это стало хорошими предпосылками для проведения конференции.

Конференция была приурочена к Международным Ганзейским дням 2019 г. и стала международной деловой площадкой для обсуждения таких актуальных тем, как: приграничные территории России: новые возможности; международное сотрудничество регионов; национальные проекты как инструмент развития приграничных территорий; роль университетов в развитии приграничных территорий.

Участники обменялись мнениями и информацией о культурном, историческом, социальном опыте, примерах бизнес-решений в различных экономических сферах с учетом международного опыта; создание коммуникационной площадки для российских и зарубежных ученых, представителей органов власти, общественных объединений. Проблематика конференции охватывала самые разнообразные аспекты сотрудничества: экономические, торговые связи, бизнес, туризм, экология, языковые проблемы, история, искусство и культура, миграцию, вопросы демографии, и, конечно, университетское образование. Представительство городов и стран — участниц конференции получилось также довольно многослойным. Первый эшелон — представители министерств, городские власти, ректоры опорных вузов, собственно те, от кого зависит официальная региональная политика и связи городов приграничных территорий. Второй слой представители общественных движений, ассоциаций самого разного толка, преподаватели вузов. И наконец, третий многочисленный сектор — это студенты, российские, прибалтийские, западные, представители стран СНГ, юго-восточного региона, стран Ближнего востока, Кита, (я с удовольствием пообщалась со студенткой из Сирии). Многие российские студенты приехали на «Школу социального проектирования», получив исключительно полезный опыт для продвижения собственных идей и бизнеса.

В рамках панельной дискуссии «Международное сотрудничество и экспорт образовательных услуг», руководители университетских отделов и департаментов, ответственные за продвижение образовательных программ на международном, делились опытом (реальными технологиями) продвижения образовательных продуктов на рынке образовательных услуг. Именно так, программа — есть образовательный продукт — товар, который необходимо продать на рынках, которые тоже, в свою очередь, неоднородны. Для Дальневосточного университета, например, взаимовыгодный союз с Кореей в части организации отдельных образовательных модулей, обеспеченных иностранными коллегами не самоцель, а один из способов популяризации российского образования в юго-восточном регионе.

Нужны новые предложения по совершенствованию национального и международного законодательства, экономических решений в области научного и образовательного сотрудничества. Численность иностранных студентов, по мнению Дары Мельник, определяется не только и не столько качеством российского образования, сколько инфраструктурными ограничениями, отсутствием современных общежитий, условий проживания, аутсорсинг имеет в свою очередь, ограничения на обеспечение безопасности и соблюдения российского законодательства правил регистрации иностранных студентов. Другой аспект ограничений миграционной политики — отсутствие последующей трудовой траектории в РФ для выпускников-иностранцев. Визовые барьеры также осложняют привлечение молодежи. Экспортные образовательные программы — это компромисс между открытостью и безопасностью.

Участники Круглого стола представляли различные маркетинговые программы работы с потенциальными абитуриентами. Наиболее интересные идеи можно перечислить: мифологизация университета (история, легенда, узнаваемый образ); маркетинговые клипы, с представлением инфраструктуры (на заседании демонстрировался ролик Софийского университета: ролик с великолепным вокальным студенческим исполнением: «Почему я здесь счастлив!»; наиболее эффективны социальные сети — распространение информации «сарафанным радио»; сознательная поддержка активного и многостороннего присутствия информации о программе и Университете в поисковых системах Google, Yandex, группы в социальных сетях. Кроме того, в медиапространстве нужны реальные истории успеха студентов!

Связка бизнес — наука — власть заставляет осознавать новые роли университетов как научных организаций, участвующих и, зачастую, организующих социальное пространство городов. Представление о вкладе вуза происходит с позиций оценки реализованных проектов и их экономической эффективности для развития территорий. Круглый стол «Международное сотрудничество университетов на приграничных территориях Российской Федерации» и обсуждение путей достижения задач федеральных проектов «Экспорт образования» (Национальный проект «Образование»), равно как и встреча ректоров опорных вузов, происходили довольно бурно в части дискуссии о показателях и индикаторах достижений участников национальных проектов.

Также нельзя не отметить экспертный доклад заместителя директора Института образования НИУ ВШЭ С.С. Малиновского «Российский опыт интернационализации высшего образования», в котором была представлена всеобъемлющая информация в области экспорта образовательных программ в РФ.