• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Актуализация образовательного стандарта (ФГОС) по направлению Социология

 

В соответствии с  указанием Минобрнауки («Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов», (утверждены Минобрнауки России 22 января 2015 г.)  работа  по актуализации  образовательного стандарта по направлению  Социологии  нацелена на ориентацию образовательных программ на получение студентами практических и профессиональных компетенций, востребованных рынком труда.

Требования  к  профессиональной деятельности отражены в профессиональных стандартах. Но на сегодняшний момент  профессионального стандарта для  социолога нет. Анализ утвержденных профессиональных стандартов близких профессий  выявил необходимость срочно инициировать разработку документа, фиксирующего в профессиональной структуре РФ профессию социолога.

Только через разработку  профессионального стандарта (комплексного документа перечня трудовых действий и компетенций профессиональной деятельности) согласованного  и легитимного в профессиональном сообществе индустрии социологических исследований и академических институтах, можно получить  объективную информацию  о компетенциях и умениях, которые необходимы  выпускникам – социологам.

Центр развития социологического образования  НИУ ВШЭ  ведет  активную работу в области объединения усилий вузов и организаций индустрии социологических исследований в целях  продвижения  профессионального стандарта  для социологов.

К видимым результатам наших  усилий в этом направлении   можно отнести:

1.     Зарегистрирована заявка от Ассоциации 7/89. Карточка проекта профессионального стандарта доступна по адресу  http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps1864610

2.     Проведен экспертный круглый стол  с представителями индустрии социологических и маркетинговых исследований 19 ноября 2015 г.

3.     Открыт сайт на базе ВЦИОМ http://wciom.ru/nauka_i_obrazovanie/professionalnyi_standart_sociologa/

для общественного обсуждения проекта стандарта и замечаний по проекту

4.     Регулярно происходит информирование социологической общественности о продвижении разработки и согласования проекта стандарта в социальных сетях:

ЦРСО  https://www.facebook.com/groups/173095339499742/

ПРОФСТАНДАРТЫ https://www.facebook.com/groups/160926610915280/

Рабочая группа по разработке стандартов в социальной сфере https://www.facebook.com/groups/socprofstandart/

5.     Продвижение идеи и информации на научных, общественных и экспертных мероприятиях в 2015 году:

 Артамонова М.В. « Профессиональный стандарт социолога: в поисках компромиссов» Доклад на V Грушинской конференции «Большая социология, расширение пространства данных», Москва 12-13 марта 2015, круглый стол «Профессиональный стандарт социолога».

Артамонова М.В.«Стандарты профессии или стандарты исследований: прикладная социологическая индустрия о возможном содержании профстандарта» Доклад в рамках Круглого стола «Профессиональные подходы к социологии как профессии». Научная конференция СоПсо «СОЦИОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ:

Междисциплинарные подходы  к изучению социальной реальности,12-13 декабря 2014 года.

М.Д. Бершадская «Требования ФГОС 3 по социологии: проблемы оценивания результатов». Доклад на V Грушинской конференции «Большая социология, расширение пространства данных», Москва 12-13 марта 2015, круглый стол «Профессиональный стандарт социолога».

Артамонова М.В., Бершадская Маргарита Давыдовна «Профессиональный стандарт социолога как основа взаимодействия сферы образования и рынка труда». Доклад на Круглом столе «Российское образование сегодня: молодежь, образование и рынок труда», Москва, Институт социологии  РАН, 7 октября 2015.

Бершадская М.Д. «Проблемы оценивания результатов социологического образования с привлечением работодателей». Доклад на Круглом столе  «Российское образование сегодня», Москва, Институт социологии РАН, 11 марта 2015;

Артамонова М.В. Бершадская М.Д. Участие в работе Центр ОНФ "Народная экспертиза": экспертный круглый стол по проблемам развертывания системы профстандартов и оценки профквалификаций. 23 октября 2015 г. - 15-00, г. Москва, ст. м. Достоевская, Суворовская площадь, д. 1/52

Бершадская, М. Артамонова М. «Трудности и успехи в разработке профессионального стандарта  социолога». Доклад на конференции «Пересматривая профессионализм: вызовы реформы социального государства», Москва, НИУ ВШЭ, 21-22 марта;

 Бершадская М.Д. «Разработка профессионального стандарта социолога в контексте актуализации ФГОС». Доклад на круглом столе  «Профессиональный стандарт социолога» в рамках ежегодной международной  научно-методической конференции  «Высшее образование по новым стандартам: перезагрузка образовательных программ», Москва, Финансовый университет, 24-25 марта 2015.

 Артамонова М. В. доклад «Трансформация структуры «профессионального высшего образования» РФ в постсоветский период: по материалам министерских документов»,  Всероссийская научная конференция «Х Ковалевские чтения. Россия в современном мире: взгляд социолога», состоявшаяся 13-15 ноября 2015 года в Санкт-Петербургском  государственном университете. Текст доклада опубликован в сборнике материалов конференции. http://soc.spbu.ru/nauka/publications/ стр.1132-1136.

 Артамонова М.В., Оберемко О.А. Профессиональный стандарт социолога:  работодатели и вузы в поисках  понимания и компромиссов/ М.В. Артамонова, О.А. Оберемко. – М., 2015. – 48с. (Содержание и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования/ФИРО; Вып.6). 

6. 19 ноября в Институте ВЦИОМ (Берсеневский пер., 3/10, стр. 2) состоялось важнейшее событие для нашей индустрии – круглый стол, на котором прошел первое экспертное обсуждение проекта профессионального стандарта «Специалист по организации и проведению социологических исследований».

Стенограмма заседания (.pdf)

Проект функциональной карты стандарта подготовлен группой разработчиков в составе представителей Ассоциации 7/89, ВЦИОМ, РГГУ, ВШЭ, заявка на разработку стандарта внесена в Минтруда в октябре с.г. (посмотреть документ)

В заседании приняли участие 25 экспертов - представителей основных участников рынка социологических и маркетинговых исследований, в том числе:

  • крупных федеральных исследовательских центров и российских отделений международных исследовательских компаний: Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонда ВЦИОМ, Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), «ГфК-Русь», TNS Russia, Online Market Intelligence (OMI), Magram Market Research;
  • региональных исследовательских центров: «КомСар» (Саратов), «Фактор» (Ростов), Фонд «Социум» (Екатеринбург),
  • профессиональных объединений в области проведения социологических и маркетинговых исследований: Ассоциация региональных социологических центров «Группа 7/89», Российское общество социологов (РОС), Сообщество профессиональных социологов (СоПСО), Объединение исследователей рынка и общественного мнения (ОИРОМ);
  • научно-исследовательских институтов: Институт социологии Российской академии наук (ИС РАН), Институт социально-политических исследований Российской академии наук (ИСПИ РАН);
  • вузов: Национальный университет «Высшая школа экономики» (НУ-ВШЭ), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ).

По итогам обсуждения было решено принять предложенный проект за основу для разработки полного текста стандарта.

7.  16 марта 2017 г.

В рамках VII Грушинской социологической конференции состоялась серия мероприятий тематической линейки «Профессиональное социологическое сообщество: миссия и понимание ответственно». Участники продолжили начатое на V и VI Грушинских конференциях (2015, 2016 гг.) обсуждение вопросов, связанных с разработкой и предстоящим внедрением профессионального стандарта «Специалист по социологическим и маркетинговым исследованиям». Эксперты обсудили перспективы применения профстандарта, готовность работодателей применять его на практике, вопросы приведения программ высшего профессионального образования в соответствие с требованиями стандарта. С материалами заседания круглого стола «Профессиональный стандарт специалиста по социологическим и маркетинговым исследованиям: перспективы применения» можно познакомиться здесь https://wciom.ru/nauka_i_obrazovanie/professionalnyi_standart_sociologa/

На заседании круглого стола 17 марта 2016 г. Профессиональный стандарт «Специалист в области социологических и маркетинговых исследований» в рамках VI социологической Грушинской конференции был подписан меморандум об учреждении Совета по профквалификациям (СПК) в области социологических и маркетинговых исследований. Меморандум подписали представители Ассоциации 7/89, компаний ВЦИОМ, ФОМ, ГФК-Русь, MAGRAM market research, VALIDATA, Фонда «СОЦИУМ» (Екатеринбург), ЦСМИ «Аналитик» (Волгоград), Фонда социальных исследований (Самара), Института общественного мнения «Квалитас» (Воронеж), Западно-Сибирского маркетингового центра «Эдвайс» (Кемерово), Центра стратегических исследований РОСГОССТРАХа, Чувашской республиканской общественной организации социологов «Социс» (Чебоксары).  Совет будет заниматься мониторингом состояния дел в отрасли и прогнозами ее развития, разработкой требований к содержанию и качеству труда работников, разработкой отраслевых квалификаций и стратегии их развития, формулированием требований для сферы профессионального образования и обучения, привлечением работодателей к организации и реализации программ профессионального образования и обучения.

8. Профстандарт социолога принят к рассмотрению Минтруда РФ. Проект профстандарта "Специалист по организации и проведению социологических и маркетинговых исследований" принят к рассмотрению Министерством труда и социальной защиты РФ. С материалами заявки можно познакомиться на сайте Минтруда.

9. 16 марта 2017 г. В рамках VII Грушинской социологической конференции состоялась серия мероприятий тематической линейки «Профессиональное социологическое сообщество: миссия и понимание ответственно». Участники продолжили начатое на V и VI Грушинских конференциях (2015, 2016 гг.) обсуждение вопросов, связанных с разработкой и предстоящим внедрением профессионального стандарта «Специалист по социологическим и маркетинговым исследованиям». Эксперты обсудили перспективы применения профстандарта, готовность работодателей применять его на практике, вопросы приведения программ высшего профессионального образования в соответствие с требованиями стандарта. С материалами заседания круглого стола «Профессиональный стандарт специалиста по социологическим и маркетинговым исследованиям: перспективы применения» можно познакомиться здесь

10. 28 сентября 2017 года, в РСПП в 13.00 по адресу: Котельническая набережная, д. 17  прошло  профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта «Специалист по организации и проведению социологических и маркетинговых исследований». которое состоялось в РСПП по адресу: Котельническая набережная, д. 17.

Материалы заявки на профстандарт "Специалист по организации и проведению социологических и маркетинговых исследований", поданные на рассмотрение Министерством труда и социальной защиты РФ.

11.В рамках обсуждения ПС возникли спорные вопросы с представителями разработчиков проекта ПС « Маркетолог». Рабочая группа ПС  Специалист  по организации и проведению социологических и маркетинговых исследованийч через посреднечество  СПК Финансовые рынки  обратилась с дружеским письмом к коллегам:

Направляем Вам проект профессионального стандарта «Специалист по организации и проведению социологических и маркетинговых исследований», который был возвращен в связи  с замечанием эксперта Министерства труда и социальной защиты РФ относительно его функционального пересечения в части ОТФ  с проектом профессионального стандарта «Маркетолог».

После повторного обсуждении данного замечания с представителями исследовательской  индустрии, однако, мы пришли к необходимости настаивать на сохранении в названии разработанного нами проекта ПС указания на маркетинговые исследования, что определяется целым рядом причин.

Под социологическими исследованиями во всем мире понимаются любые исследования в социальной сфере, предполагающие использование теоретических понятий социологии при построении объяснительной схемы и разработке дизайна исследования, связанные со сбором информации (количественной, качественной) об изучаемом предмете и завершающиеся анализом и интерпретацией собранной информации для формулирования нового теоретического знания или решения прикладных вопросов управленческого, маркетингового и иного характера.

Во-первых, предлагаемый проект ПС «Специалист по организации и проведению социологических и маркетинговых исследований» формирует рамочные требования к обобщенным трудовым функциям и трудовой деятельности, которые в равной мере выполняются при организации и проведении любых видов социологических исследований, одним из которых являются маркетинговые исследования. Таким образом, в названии ПС отражены общее содержание ОТФ любого специалиста, занимающегося эмпирическим изучением общества, его сфер и институтов, и широкая практическая область, в которой такие ОТФ выполняются при проведении прикладных исследований рынков.

После ряда уточнений в процессе разработки проекта ПС «Специалист по организации и проведению социологических и маркетинговых  исследований» основная цель данного вида деятельности формулируется следующим образом: «Получение информации, необходимой для принятия и обоснования управленческих решений в различных сферах жизни общества, и представление результатов исследований различным аудиториям с опорой на базовые и профессионально-профилированные знания в области социологической теории, с помощью современных исследовательских методов и с применением современного оборудования и программного обеспечения».

Во-вторых, в процессе развития в России рыночной экономики, формирования системы политического участия населения в виде регулярно проводимых выборов в различные органы власти, на протяжении более чем двух десятилетий происходил процесс становления и профессионализация такой сферы деятельности, как изучение массового сознания и поведения участников рыночных и электоральных процессов. Измерение и изучение общественного мнения, моделей поведения населения, реакции на различные сигналы рынка со стороны его участников является основным видом деятельности соответствующих научных и коммерческих организаций, профессионально занимающихся различными видами и типами социологических и маркетинговых исследований. Более того, в силу различных причин подавляющее большинство коммерческих организаций, выполняющих различные типы прикладных социологических исследований по заказу крупных частных клиентов, государственных учреждений, вузов и академических институтов в своей деятельности совмещают как исследования фундаментального, так и прикладного, коммерческого характера, обычно определяемые как маркетинговые исследования. Вузы и академические учреждения, имеющие в своем составе специалистов по социологическим исследованиям, также часто выступают в качестве исполнителей не только сугубо фундаментальных, но и прикладных маркетинговых исследований. В этом смысле, предлагаемое название ПС «Специалист по социологическим и маркетинговым исследованиям» отражает консенсус участников рынка относительно основных видов трудовой деятельности, которыми занимаются ее представители. Разделить их нецелесообразно и невозможно, поскольку в стремлении к совершенствованию своей деятельности, повышению надежности и прогностической ценности результатов в интересах заказчиков участники рынка проводят совместные конференции, тренинги, школы для повышения уровня профессиональных компетенций своих работников.

В-третьих, именно таких специалистов, которые готовы работать в различных организациях – государственных, коммерческих, общественных  - занимающихся изучением различных аспектов развития общества и рынков, в российских вузах готовят образовательные программы по социологии. Подавляющая часть их выпускников трудоустраивается именно в соответствующих крупных федеральных и региональных коммерческих организациях, специализирующихся в области исследований рынков и общественного мнения. На овладение и закрепление соответствующих навыков и компетенций нацелен ФГОС «Социология». Исключение из ПС «Специалист по социологическим и маркетинговым  исследованиям» соответствующих трудовых функций, либо сужение названия данного ПС приведет к трудно оценимым последствиям для целого направления образовательной подготовки в российских вузах.

В-четвертых, закрепление трудовых функций, связанных с изучением рынков и поведения их агентов, в рамках ПС «Специалист по социологическим и маркетинговым  исследованиям» никак не противоречит целям и задачам родственных организаций, занимающихся маркетингом. В рамках трудовых функций «маркетолога», занимающегося продвижение товаров и услуг на потребительский рынок, исследование рынка – лишь один из начальных этапов при определении стратегии продвижения товара или услуги. Основная же деятельность этой профессиональной группы связана с формированием политики продажи, продвижения бренда и др., что и отражено во всех последующих функциях и трудовых действиях в проекте ПС «Маркетолог». Поэтому спецификации ОТФ по организации и проведению исследования, зафиксированные в рамках ПС «Специалист по социологическим и маркетинговым  исследованиям», могут быть вполне надежным инструментом оценки соответствующих деловых компетенций части работников маркетинговых фирм – равно как и работников крупных компаний и организаций, на регулярной основе заказывающих проведение соответствующих исследований представителям индустрии социологических и маркетинговых исследований.

         В силу всего вышесказанного просим учесть мнение разработчиков о  ключевой роли ОТФ организации и проведении исследование в рамках ПС «Специалист по социологическим и маркетинговым  исследованиям».

Обращение к коллегам не принесло желаемого согласия. И вместо совместных усилий для защиты интересов исследовательской индустрии и вузов, реализующих образовательные программы социологии и маркетинга,  коллеги постарались убедить рабочую группу социологов, что маркетинг самодостаточен и первичен относительно социологии (Карпова), и то что «социология пользуется методами маркетинга, не дает право социологам претендовать на включение маркетинговых исследований  в стандарт  социолога».

12. 18 января 2018 г. прошла рабочая встреча разработчиков проекта ПС « Маркетолог», где были обозначены новые требования к  материалам пояснительной записки к макету профессионального стандарта. В частности, необходимо в представляемые материалы включать описание квалификаций.

Аудиозапись встречи ЗДЕСЬ:

 Аудиозапись встречи (WMA, 53.09 Мб)

 

 

Продолжается открытое обсуждение профстандарта. Адрес для комментариев, предложений: profstandart@wciom.com


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.