• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О Консорциуме

Консорциум вузов – разработчиков  Федерального  государственного образовательного стандарта по направлению «Социология» – добровольное  объединение  ведущих университетов России, которые  являются участниками разработки образовательного стандарта ФГОС 3 по направлению Социология.


1.    История создания

Консорциум  ведущих вузов, выпускающих социологов, (далее Консорциум) образовался в феврале 2008 года с целью разработки государственных образовательных стандартов третьего поколения. Предпосылками создания этого нового типа межуниверситетских объединенийявились:

  • Крайне низкое качество ГОС по социологии предыдущих поколений – вузам приходилось приспосабливаться к ошибкам и разного рода несоответствиям, недопустимым для документа, регламентирующего образовательную деятельность;
  • Опыт коллективной работы по улучшению образовательных стандартов: в социологическом образовании  сформировалась группа вузов, объединивших свой профессиональный и методический опыт для разработки предложений по улучшению стандартов подготовки социологов [1].

Основные задачи нового объединения были сформулированы его участниками следующим образом - реализовать новые идеи стандартизации высшего образования с учетом потребностей вузов страны и исключить в третьем поколении стандартов ошибки и несоответствия, характерные для стандартов по социологии второго поколения.

2.    Выполнение функций УМО и новые формы межвузовского взаимодействия

В течение 6 лет с момента создания (2008-2013) Консорциум выполняет основные функции УМО по социологии:

1)      Разработка ФГОС третьего поколения:

- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки  040100 Социология  (квалификация (степень) «бакалавр»), зарегистрированный в Минюсте РФ 11 февраля 2010 г. N 16373

- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки  040100 Социология (квалификация (степень) «магистр»), зарегистрированный в Минюсте РФ 11 февраля 2010 г. N 16373

2)  Разработка примерных учебных планов : 

- примерный учебный план по направлению подготовки  040100 Социология, квалификация (степень) «бакалавр»,

- примерный учебный план подготовки магистра по направлению подготовки  040100 Социология, квалификация (степень) «магистр»

3)      Разработка примерных образовательных программ (ПООП), включающих примерный учебный план, матрицу компетенций, макеты учебных программ по всем дисциплинам примерного учебного плана:

- примерная образовательная программа по направлению подготовки  040100 Социология, квалификация (степень) «бакалавр», утверждена ректором НИУ ВШЭ……;

- примерная образовательная программа по направлению подготовки  040100 Социология, квалификация (степень) «магистр», утверждена ректором НИУ ВШЭ……

4)      Модернизация ФГОС третьего поколения [2] по поручению Министерства образования и науки:

- новая редакция ФГОС по направлению подготовки  330200

 Социология, квалификация (степень)

·        «академический бакалавр»,

·        «прикладной бакалавр»;

- новая редакция ФГОС по направлению подготовки  330200

 Социология, квалификация (степень) «магистр».

5)      Разработка проекта ФГОС аспирантуры по направлению подготовки 330200 Социология:

Проект выслан в министерство в июне 2013

6)      Методическое обеспечение реализации ФГОС

В феврале 2011 года на факультете социологии НИУ ВШЭ создан Центр развития социологического образования, в задачи которого входит координация деятельности Консорциума: обобщение предложений, распределение работ, экспертиза и согласование разработок по созданию методических материалов, отвечающих новым требованиям.

Основные документы методического обеспечения ФГОС - примерные учебные планы и примерные образовательные программы, разработанные Консорциумом  в соответствии с рекомендациями Минобрнауки и КС УМО.

Альтернативная программа  ПООП бакалавра, рекомендованная действующим УМС по социологии, содержит типичные ошибки прошлых лет (недопустимые отклонения от требований ФГОС и несоответствие рабочих учебных программ примерному учебному плану[3]).

7)      Обмен опытом и распространение лучших практик

Традиционные формы обмена опытом в 2011-2013 гг.  - организация вузами Консорциума круглых столов и методологических семинаров (2 круглых стола, 4 семинара, в том числе 2 выездных) [4], доклады на круглых столах и методологических семинарах других вузов (3)[5], доклады на Всероссийских конференциях и конгрессах [6].

Основные публикации, характеризующие методические разработки Консорциума :

·        Бершадская М.Д., Чепуренко А.Ю. Новые образовательные стандарты по социологии и учебно-методические задачи социологических вузов // Социологические исследования №9, 2011;

·        Бершадская М.Д. Функциональная грамотность школьников и проблемы высшей школы // Отечественные записки №4, 2012, с. 122-130;

  • Радаев В. В., Чепуренко, Бершадская М.Д.  Основные аспекты и результаты деятельности разработчиков ФГОС ВПО по направлению «Социология» // Юбилейный сборник научных трудов УМО и НМС, 2013, с. 264-269

3.      Новые формы межвузовского взаимодействия

Общение в социальных сетях

На заседании Консорциума (10 ноября 2012) принято решение о расширении обмена опытом путем организации площадки для обсуждения в социальных сетях методических материалов и предлагаемых средств оценивания компетенций.В 2013 году в фейсбуке создана группа социологов (группа ЦРСО), которая к настоящему времени достигла 130 человек. На странице ЦРСО постоянно обновляется информация о мероприятиях, событиях, методических материалах в образовании, сообщается о новых публикациях социологов, публикуются презентации докладов по компетентностному подходу к результатам образования. Свободный обмен мнениями важен не только для активных участников дискуссии, но и для всех членов группы, тем более, что в дискуссиях принимают участие такие известные социологи, как Александр Чепуренко, Никита Покровский, Павел Романов и др.  

Оценка образовательных программ по социологии: российский и зарубежный опыт

Типичные издержки мониторинга . Мониторинг компетентностно-ориентированных образовательных программ – одна из самых трудоемких и ответственных функций УМО. Материалы мониторинга ООП по социологии, опубликованные на сайте социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова[7], нам представляются неконструктивными, некорректными и не отражающими суть компетентностного подхода к результатам образования [8]. И это, несмотря на наличие неплохих методических материалов для мониторинга эффективности внедрения ФГОС [9], разработанных Ассоциацией классических университетов России (АКУР).

Самооценка образовательных программ и ее влияние на качество образова ния. Сам по себе процесс самообследования – далеко не новое явление в российском образовании. Однако, наряду с формализованным процессом самообследования, необходимо предложить вузам  методику самооценки, оказывающей влияние на качество компетентностно-ориентированных образовательных программ. Именно такая самооценка является  основой проведения международной экспертизы по методике, предложенной НИУ ВШЭ известным международным экспертом В. Бриллером.

Разработка и апробация методики самооценки компетентностно-ориентированных образовательных программ по социологии (бакалавр, магистр) с учетом рекомендаций международных и российских экспертов и с выпуском соответствующего методического пособия для вузов страны – такой проект Консорциум выдвинул на 2014 год. Его принципиальное отличие – реальное повышение качества образовательных программ как основной результат процесса самооценки. 


[1]В предложениях по совершенствованию стандартов второго поколения  по направлению «Социология», разработанных в ходе пилотного проекта по гранту Национального фонда подготовки кадров в начале 2000-х, были впервые заявлены идеи, частично предвосхитившие некоторые из идей стандартов нового поколения. Грант НФПК «Разработка  рекомендаций по совершенствованию стандартов высшего образования по экономическим, социологическим и политологическим  специальностям», 2003 г. В состав рабочей группы по направлению «Социология» вошли эксперты из ГУ ВШЭ, РГГУ, СГА, Института социологии РАН:

[2] ФГОС в новой редакции разработаны в мае 2013, откорректированы по замечаниям экспертов в июне 2013; в настоящее время документы находятся на согласовании в Минюсте

[3] Новые образовательные стандарты по социологии и учебно-методические задачи социологических вузов // Социологические исследования №9, 2011.

[4] Круглый стол «Переход к новым образовательным стандартам: ближайшие задачи высшей школы»

в рамках Всероссийской научной конференции «Управление и общество: назревшие проблемы, исследования и разработки» (Российское общество социологов, Академия труда и социальных отношений, Институт социологии РАН) 2 ноября 2011;

Круглый стол «Актуальные вопросы преподавания социологии в высших учебных заведениях», Москва, РУДН, 28 апреля 2012;

Выездной семинар НИУ ВШЭ «Разработка системы консультационно-методического сопровождения ФГОС по направлению Социология: проблемы реализации ФГОС», 9 ноября 2012;

Выездной семинар «Разработка системы консультационно-методического сопровождения ФГОС по направлению Социология: методики формирования и оценивания универсальных общекультурных компетенций», 10 ноября 2012;

Методологический семинар «Опыт оценки образовательных программ по социологии: российский и зарубежный опыт», 1 ноября 2013;

Методологический семинар «Опыт оценки образовательных программ по социологии: российский и зарубежный опыт», 7 ноября 2013

[5] Новые подходы разработчиков ФГОС «Социология» к формированию компетентностно-ориентированных образовательных программ  // доклад на круглом столе «Особенности подготовки социологов для сферы экономики, финансов и управления: ответ на запрос современной практики» в рамках конференции «Векторы современного уровневого образования: повышение качества и взаимодействие с работодателями», Финансовый университет при правительстве  РФ 28 марта 2012

«Возможности для формирования общекультурных компетенций» // доклад на семинаре УМО вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в  Финансовом университете при правительстве РФ, М. 7 декабря  2012

[6] Методические материалы по реализации ФГОС по направлению «Социология»: подходы разработчиков стандартов // доклад на XXII Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества высшего образования» Москва – Нижний Новгород, 21– 29 мая;

Функциональная грамотность школьников и универсальные общекультурные компетенции социолога. – Материалы IV Всероссийского социологического конгресса23-25 октября 2012 года, Уфа

[7] Материалы заседания УМС по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию http://www.socio.msu.ru/?subaction=showfull&id=1354466351&archive=&start_from=&ucat=1&

[8] Критика должна быть корректной // опубликовано на сайте ЭСМ

[9] О некоторых результатах мониторинга эффективности внедрения ФГОС в учреждениях высшего профессионального образования // материалы к совместному заседанию съезда АКУР и расширенного Совета УМО по классическому университетскому образованию, Москва 2011.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.