• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Направления исследований лаборатории когнитивной психофизиологии

  Presentation on main research topics 2018

Общая стратегия научного подхода

Работа лаборатории когнитивной психофизиологии посвящена исследованию психофизиологических механизмов широкого спектра когнитивных процессов, включая внимание, восприятие, сознание, когнитивный контроль и речь.

Нас интересуют не только сами когнитивные процессы, но и индивидуальные различия в их реализации. Эксперименты дополняются опросниками, интервью, анализом индивидуальных показателей выполнения задачи.

Мы исходим из того, что существует как минимум три уровня когнитивных процессов:
(1) тоническое состояние,
(2) ранние автоматические (предвнимательные, до-сознательные) этапы обработки информации;
(3) поздние контролируемые (осознаваемые) этапы обработки информации.

Большая часть обработки информации в реальном времени происходит в мозге на автоматизированном (предвнимательном) уровне. Процессы сознания развиваются медленнее и охватывают лишь небольшую часть информации, перерабатываемой мозгом. Однако нисходящий контроль (как автоматизированный, так и с участием сознания) позволяет заранее настраивать тоническое состояние и автоматические низкоуровневые процессы, подготавливая быстрые ответы на стимулы. При этом на всех уровнях задействованы процессы научения и памяти.

Основные направления исследований:

Адаптивные механизмы когнитивного контроля. Как мы поддерживаем гибкость и адаптивность своего поведения? Как мы учимся на ошибках? Отчего возникают ошибки?

Спонтанные сбои внимания. Почему мы иногда совершаем случайные ошибки, даже если точно знаем, что именно нужно было делать? На каком этапе обработки информации происходит сбой?

Связывание признаков при восприятии целостных объектов. Как мы принимаем решения на основе восприятия целостных объектов, характеризующихся несколькими независимыми признаками? Требуется ли для этого внимание?

Уход в свои мысли (mind wandering). Что происходит, если во время выполнения задачи содержание нашего сознания теряет связь с текущей задачей? Какие индивидуальные особенности предрасполагают к этому, и полезно это или вредно?

Соотношение внимания и игнорирования: разные стороны одной медали или разные процессы? Как в мозге реализуется подавление восприятия нерелевантных стимулов и усиливается восприятие релевантных стимулов?

Ранние механизмы восприятия целостного зрительного образа (совместно с Центром нейрокогнитивных исследований МГППУ). Каким образом при зрительном восприятии из фрагментарного изображения объекта чрезвычайно быстро формируется целостный образ?

Быстрое научение смыслу слов на основе телесно-воплощенных репрезентаций (совместно с Центром нейрокогнитивных исследований МГППУ). Как мы запоминаем значение новых слов? Как нам удается мгновенно извлекать смысл слов из звучащей речи?


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.