• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 * 15-366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

 

Руководство

 

Руководитель департамента — Фаликман Мария Вячеславовна

 

Заместитель руководителя департамента — Тюрина Наталья Александровна

 

Заместитель руководителя департамента — Исаева Анастасия Николаевна

Книга
Технологические основы оценки персонала. Проекты ассессмент-центров

Под редакцией: Т. Ю. Базаров

М.: Институт практической психологии, 2018.

Статья
A Generative Model of Cognitive State from Task and Eye Movements
В печати

MacInnes W., Hunt A., Clarke A. et al.

Cognitive Computation. 2018.

Глава в книге
Методологические проблемы типологии историко-научных дискурсов в рефлексивной психологии творчества

Семенов И. Н.

В кн.: Психология третьего тысячелетия: V Международная научно-практическая конференция: сборник материалов. Дубна: Государственный университет «Дубна», 2018. С. 114-118Для того чтобы феноменологически обозреть и теоретиче- ски проанализировать все многообразие текстов, относящихся к проблематике истории психологии, необходимо дифференциро- вать эти и другие дискурсы в эпистемологическом плане [8], т.е. типологизировать по характеру репрезентации историко- психологического содержания как специфической формы зна- ния, а также определить функции объективирующих и трансли- 115 рующих его текстов.

Препринт
Are emotionally intelligent people more emotionally stable? An experience sampling study

Lyusin D., Mohammed A.

PSYCHOLOGY. WP BRP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018

Лекции профессора Тьеерда Андринги (Гронинген, Нидерланды), посвященные актуальным проблемам психологии и смежных дисциплин

Мероприятие завершено
Ждём всех на открытые междисциплинарные лекции профессора Тьеерда Андринги (Гронинген, Нидерланды), посвященные актуальным проблемам психологии и смежных дисциплин.

Тьеерд Андринга - профессор Гронингского Университета, специалист в области междисциплинарных исследований в психологии и искусственного интеллекта. Основатель лаборатории Sound Appraisal.


Лекции 1 и 2
состоятся 15 мая по адресу Армянский переулок, 2, строение 4, 15.10-18.10, ауд. 205 Лекции 3 и 4 состоятся 17 мая по адресу Армянский переулок, 2, строение 4, 16.40-19.30, ауд. 418

 

Лекция 1. Тема: Звуковая среда и раздражение от звуков в российском контексте Слышат ли русские?

В отличие от западных стран, исследование звуковой среды и раздражения от звуков в России сложно назвать активно изучаемой областью, в то время как именно эта область является источником множества неудобств и препятствий для физического и психического здоровья. Tjeerd Andringa, основатель некоммерческой лаборатории SoundAppraisal, профессионально занимается изучением звуковой среды и проблем, связанных с ней. В списке его клиентов числятся европейские железнодорожные компании, санатории, а также целые города (Амстердам, Роттердам­).

В своей лекции Andringa расскажет о побочном и систематическом (структурном) раздражении, вызываемом звуковой средой и о его последствиях, влияющих на поведение людей в повседневной жизни. Концепт звуковой среды, известный ещё со времен советской психологии, требует междисциплинарного подхода. Так, с точки зрения биологии, физики, социологии и, конечно же, психологии, Tjeerd Andringa покажет, учитывая особенности жизни в сложных и запутанных условиях современного мира, что́ именно делает одни места аудиально привлекательными для нас, а что вызывает отторжение, и почему это происходит.

Исследования звуковой среды не могут сказать нам, как выглядит будущее, однако говорит, как именно здоровое и приятное будущее будет звучать.

 

Лекция 2. Тема: Интеллектуальное развитие студентов, взрослых и общества Задавались ли Вы вопросом, почему некоторые люди умнее других?

В чём отличие образованного человека от необразованного?

Можно ли стать образованным человеком в университете?

Почему диктаторами становились высокоинтеллектуальные, но необразованные люди?

Почему рассуждения интеллектуальных людей порой слишком абстрактны и расплывчаты?

 

Преподаватель Гронингенского университета Groningen Liberal Arts and Sciences College (Нидерланды) профессор Tjeerd Andringa готов ответить на эти вопросы. Он занимается изучением интеллектуального развития студентов и разработкой стратегий, позволяющих ускорить этот процесс и сделать его наиболее эффективным. Здоровый путь развития интеллекта включает в себя три этапа: на первом происходит получение контроля над собственным телом, на втором – превращение разума в мощный и надежный инструмент, что открывает путь к мудрости и самоактуализации. Многим из нас не удаётся пройти путь до конца и стать подлинно независимыми творцами своей жизни.

Tjeerd Andringa расскажет, почему высокие оценки по предмету не приводят к развитию образованности и интеллекта, как правильно воспитывать в себе мудрость и самостоятельно развивать себя. Критическая оценка знания, выход из зоны комфорта, ответственный подход к саморазвитию позволят не только стать более свободным человеком, но также пробудят взаимный интерес и уважение к Вам со стороны других.

Данная лекция предлагает вам узнать больше о том, как правильно развивать себя, как группа образованных людей может повлиять на разумность и качество общества, а также - какие общества становятся более тоталитарными, в то время как другие обретают свободу.

 

Лекции 3-4. Тема: Познание из жизни: субъектность (агентность) как центральное понятие психологии

 

Что изменилось, когда появились первые субъекты?

Откуда берется познание и каковы его основные понятия?

Уникальна ли свобода воли и познание для человека или для животных с нервной системой?

 

Tjeerd Andringa обосновывает, что познание старше, чем люди или нервная система. Значительно старше. Он утверждает, что определяющие свойства познания возникли с появлением живых субъектов и что многие основополагающие понятия психологии возникли из процессов, породивших саму жизнь.

В действительности многие традиционные “различия” в психологии, такие как подход vs избегание, рациональность vs эмоции, неявное знание vs явное знание, левое vs правое полушарие, положительные vs отрицательные эмоции и эгоистичное vs просоциальное, по - видимому, возникли из происхождения жизни и требований быть живым субъектом.

Хотя дистанция от происхождения жизни до современного общества огромна, два механизма помогают понять глубокие связи между жизнью и психологией: Правило Консервативных Изменений и Адаптивный Цикл. Первый говорит о том, что живой агент не может изменить основы, от которых зависят его функции, и таким образом защищает субъекта. Второй – это понятие, заимствованное из экологии, которое объясняет, как сложные системы субъектов (агентов) развиваются и учатся быть все более сложными и устойчивыми.

Удивительно, но позволяет нам понять, почему и как недавняя инаугурационная речь Путина качественно отличалась от обращения Терезы Мэй к Организации Объединенных Наций в 2017 году.