Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20, каб. 244
Тел.: +7 (495) 772-95-90 *117-08
Email: ohoreva@hse.ru
В статье рассматриваются вопросы прогнозирования микроклимата городов и ветроэнергетического потенциала жилых зданий применительно к России, Северной и Восточной Европе. В исследовании проанализирована климатическая структура крупного города, биоклиматический комфорт, а также представлен климатический анализ на примере Москвы. Уточнена взаимосвязь ветрового режима с климатическими и градостроительными факторами. Представлены возможные подходы к оценке ветроэнергетического потенциала здания. Проанализирован зарубежный опыт и классификация факторов, влияющих на размещение ветроэнергетических установок. Отмечена возможность детализации данных микроклимата по ветровому режиму для размещения ветроэлектростанций с учетом благоустройства и озеленения городов. Рассмотрен вопрос первичной привязки ветроэнергетических установок в строительстве на основе ветроэнергетического потенциала зданий и территорий. Концепция "Умного города" рассматривается с целью формирования системы управления ветроэнергетическим потенциалом в городском строительстве и оценки комфортности аэрации для пешеходов с интеграцией в градостроительное энергетическое моделирование (УБЭМ).
Налоговый кредит на жилье с низкими доходами (LIHTC) - один из инструментов политики федерального правительства США по сохранению и стимулированию развития и реабилитации доступного арендного жилья. LIHTC обеспечивает стимул для застройщиков жилья строить, покупать и ремонтировать жилье для налогоплательщиков с низкими доходами, а также предоставляет невозвратный кредит для тех, кто инвестирует в проекты строительства жилья с низкими доходами в качестве средства стимулирования притока капитала в этот сектор. Тип жилищных структур, обычно используемых для этого кредита,-это многоквартирные жилые дома.
В десятом издании учебника "Демография" рассматриваются объект, предмет, цели, здачи и методы демографии. Излагается ее краткая история. Анализируются источники данных о населении, изучаются вопросы численности и структуры населения, его качества, воспроизводствта и миграции. Даны теоретические основы изучения народонаселения, основы демографического прогнозирования. Приводятся многочисленные практические примеры.
Цель настоящего исследования – формирование методического подхода к оценке инфраструктурного потенциала территории как инструмента мониторинга эффективности реализации государственной региональной политики в области развития инфраструктуры.
В статье обоснован алгоритм сравнительной оценки инфраструктурного потенциала регионов. Авторы считают, что в рамках реализации утвержденных на федеральном и региональном уровнях программ и планов по развитию инфраструктурного комплекса наряду с осуществлением постоянного контроля за достижением установленных целевых показателей, должна на регулярной основе проводиться оценка уровня развития инфраструктуры (инфраструктурного потенциала) макрорегионов и регионов – субъектов РФ. Предложенная методика стоимостной оценки инфраструктурного потенциала региона основана на применении интегрального показателя фондонасыщенности территории с учетом качественной характеристики состояния основных фондов.
Проведенное исследование позволило выявить существенную пространственную дифференциацию регионов России по инфраструктурному потенциалу и сгруппировать их по уровню его развития. Различия между максимальными и минимальными значениями оценки инфраструктурного потенциала (даже без учета городов федерального значения) превышает 730 раз! Максимальным инфраструктурным потенциалом обладают города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, а также республики Крым и Татарстан, Краснодарский край, Московская и Калининградская области, причем он равномерно убывает на восток и север страны. Наименьшими показателями фондонасыщенности
территории и соответственно низким уровнем развития инфраструктурного потенциала характеризуются республики Тыва, Саха (Якутия), Магаданская область и Чукотский автономный округ. Свыше четверти всех субъектов РФ имеют более низкий, чем в среднем по стране уровень развития инфраструктурного потенциала. На основе проведенного корреляционного анализа установлено, что величина инфраструктурного потенциала территории оказывает прямое положительное влияние на приток инвестиций в регионы и рост ВРП и поэтому является одним из важных факторов экономического роста и повышения конкурентоспособности региональной экономики.
Полученные в ходе исследования результаты могут найти применение в практике управления развитием территорий при прогнозировании и разработке стратегий социально-экономического развития новых макрорегионов России, а также использованы для целей мониторинга реализуемой государственной политики развития инфраструктурного комплекса.
Статья посвящена ретроспективному анализу концепций институтов развития в зарубежных и российских исследованиях. Несмотря на существенную роль институтов развития в экономике государств и экономических союзов, деятельность российских институтов развития трудно оценить как высокоэффективную. В целях выявления резервов повышения эффективности их деятельности особую важность приобретает изучение не только сущности институтов развития, но и зарубежных подходов к разработке стратегий и методов оценки эффективности их работы. В статье рассмотрены отечественные и зарубежные подходы к сущности институтов развития и к методологии оценки эффективности их деятельности, отмечены их принципиальные различия. Выявлены ключевые тренды данной концепции: дальнейшая переориентация исследований сущности институтов развития на изучение их деятельности; разработка современной методологии оценки эффективности институтов развития всех уровней; формирование полноценной нормативно-правовой базы по регулированию деятельности институтов развития; изучение вопросов взаимосвязи стратегий региональных, национальных, глобальных институтов развития соответственно со стратегиями регионов, государств и мира; изучение институтов развития в комплексе в качестве единой инновационно-развивающей системы государства; разработка новых подходов к планированию деятельности институтов развития и мониторингу их результатов; распространение новейших исследовательских методов на область изучения институтов развития.
В статье рассматриваются проблемы пространственного развития России и роли междисциплинарных исследований в их решении. Синтез знаний в области региональной науки открывает новые возможности для выработки практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию пространственной организации и повышению эффективности функционирования национальной экономики, построению отвечающей современным требованиям региональной политики.
Рейтинг HSE Global Cities Innovation Index (HSE GCII), впервые разработанный Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в рамках деятельности Российской кластерной обсерватории, представляет новый взгляд на измерение инновационной привлекательности мировых городов. При формировании рейтинга использовался комплексный подход к оценке инноваций, который включает анализ технологического развития, креативных индустрий, городской среды. В выборку вошли 36 мировых центров. Исследование базируется на оригинальной системе из 120 показателей, рассчитанных с использованием признанных международных источников. В докладе представлены рейтинговые оценки и рассмотрены ключевые факторы, привлекающие в города наиболее успешных в мировом масштабе участников экономики знаний. Раскрыт алгоритм построения рейтинга, даны подробные методологические комментарии. Издание дополнено индивидуальными профилями городов, содержащими полную информацию об их рейтинговых позициях по всем собранным показателям. Публикация предназначена для широкого круга читателей – технологических предпринимателей и исследователей, творческих деятелей и представителей креативных индустрий, практиков, вовлеченных в процессы городского управления и развития отдельных секторов экономики знаний.
This paper tests whether the implementation of a key market‐oriented reform in post‐Soviet Russia, property rights in land, proxied by the percent of privatized land by region, affected the pace of sub‐national economic growth during two unprecedented expansion periods: 2001–2008 and 2010–2014. Individuals gained the Constitutional right to own land in 1993, but implementation was stalled. The pace of land privatization can be explained by arguably exogenous factors such as distance to Moscow, as well as climate and also regional political culture, proxied by concentration of votes in the 2004 presidential election. We show that this rate of land privatization in Russia's regions was significantly associated with output growth in 2010–2014, confirming the policy importance of this measure for developing economies. Regions where private holdings expanded most rapidly with the enforcement of property rights in land, gained a competitive advantage in the growth process through increased investment in fixed assets and private consumption.
Интервью с Олегом Голубчиковым
Исследование проблем пространственного развития и управления территориями нового освоения Российского Севера и Арктики приобретает особую актуальность в связи с реализацией задач, обозначенных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации и Государственной программе социально-экономического развития Арктической зоны. Обеспечение устойчивого развития и пространственной связанности арктических регионов обуславливает
необходимость разработки и применения на практике эффективных организационно-экономических решений. В статье анализируется проводимая государством политика в области социально-экономического развития арктических территорий, дана оценка роли Северного морского пути как важного драйвера развития Российской Арктики. Сделаны выводы о том, что на пространственное развитие арктических регионов оказывают негативное влияние и тем самым повышают риски экономической деятельности многочисленные факторы, среди которых низкий уровень развития инфраструктуры, значительная транспортная удаленность, неблагоприятный климат и др. В этих условиях одним из приоритетов реализации Стратегии пространственного развития Арктической зоны России должна стать модернизация всей ее транспортно-логистической системы. Наиболее эффективными формами пространственной организации экономики и управления, обеспечивающими реализацию комплексного подхода к освоению новых территорий, могут оказаться территориальные кластеры, а также территории опережающего социально-экономического развития, содействующие диверсификации экономики Севера, привлечению инвестиций и тем самым повышению качества жизни населения. Практическое значение полученных результатов и выводов исследования заключается в возможности их использования при актуализации стратегий и программ развития регионов Российского Севера и Арктики с целью формирования эффективного механизма управления и координации хозяйственной деятельности и обеспечения комплексного развития арктических территорий.
Проблема сокращения численности населения, снижении экономической активности и ухудшение инвестиционной привлекательности стала актуальной на повестке устойчивого развития промышленных или монопрофильных городов в большинстве развитых стран (США, ЕС, Австралии) в течение последнего столетия. Повышение экономической эффективности использования городских территорий, стимулирование удержания населения, в том числе молодежи, и привлечения нового за счет создания востребованных рабочих мест и формирования комфортных условий проживания — все это потребовало выработки механизмов и инструментов социально-экономического развития городов. Мировой опыт накопил различные подходы к преобразованию убывающих городов — экономические и финансовые инструменты поддержки развития и обеспечения партнерства в системе «город — бизнес — жители», комплексные программы развития городов, инструменты оптимизации пространственной и территориальной структуры городов и др. В статье приведен анализ сложившихся практик применения управленческих и организационных механизмов пространственного развития убывающих городов в США, Великобритании, Германии, Испании, Австралии. На основании проведенного анализа сделаны ключевые выводы о факторах, переделяющих траектории от убывания до восстановления городов. Практическое значение выводов заключается в возможности их использования при разработке стратегий и программ развития российских городов, испытывающих тенденции к сжатию экономического и территориального пространства.