Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Кафедра управления развитием территорий и регионалистики создана в 2012 году. Кафедра занимается обучением студентов и слушателей по учебным программам бакалаврской и магистерской подготовки, проведением научно-исследовательских семинаров по вопросам развития кластеров, пространственных экономических и экологических систем, формирования зон промышленного и инновационного развития, фискального федерализма, социально-экономической политики территорий.
Арктический плавучий университет — это инновационный проект, объединяющий науку и образование арктических территорий с целью сохранения арктической среды и обеспечения устойчивого развития региона для будущих поколений. Главная тема проекта 2016 года - «Открывая тайны Новой Земли», была посвящена наблюдениям за изменениями в экосистемах акваторий и прибрежных территорий архипелагов и островов западного сектора Арктической зоны РФ. Проект АПУ-2016 осуществлен совместно САФУ им. М.В. Ломоносова и Северным УГМС при поддержке Русского географического общества.
Целью модуля "Социально-экономическое развитие арктических территорий" стало изучение особенностей и условий жизнедеятельности коренных местных сообществ и проживающих на арктических территориях жителей субъектов РФ, входящих в АЗРФ, а также качества и уровня развития общественной инфраструктуры в арктических поселениях. В модуле также приняла участие Екатерина Малицкая, к.э.н., руководитель проекта ГК Банк развития "Внешэкономбанк".
В рамках модуля были представлены три лекции: 1. Современные тенденции развития Арктических регионов: стратегические и тактические задачи; 2. Развитие общественной инфраструктуры как фактора развития городов Арктики; 3. Особенности управления и финансирования развития инфраструктуры в арктических регионах. В качестве практических занятий студентов на организованных в арктических поселениях (Варнек (о.Вайгач) и Нижняя Золотица (Архангельская область)) проводили социологические обследования с целью определения уровня удовлетворенности жителей качеством проживания. По итогам обработки полученных результатов опросов была подготовлена аналитическая записка об особенностях жизнедеятельности в отдаленных северных поселениях.
В рамках экспедиции были проведены опросы и визуально оценено состояние инфраструктуры в поселке Варнек (о-в Вайгач, НАО), п. Нижняя Золотица (Архангельская область).
Деревня Нижняя Золотица |
Поселок Варнек |
Население поселений составляет порядка 100 человек (максимальная численность достигается в летнее время).
Среди выявленных особенностей развития поселений, сдерживающих развитие поселений, были отмечены следующие.
Ограниченная транспортная доступность (для Варнека – в силу островного положения, а также обозначившегося в последнее время потепления климата, вызвавшего проблемы связи острова с «большой землей» по зимникам; для Нижней Золотицы – отсутствие дорог, полуостровное расположение).
Основными транспортными средствами, обеспечивающими связь с экономическими центрами регионов является воздушные суда (для Варнека – вертолетное сообщение, Нижней Золотицы – сообщение самолетом). При этом, стоимость авиабилетов для «нерезидентов» составляет порядка 10 тыс. рублей (4-7 тыс для жителей).
Значительное старение населения поселений. Молодое население преимущественно уезжает, возвращаясь лишь в летнее или отпускное время. В то же время, согласно опросам жителей в поселениях отмечается тенденция к увеличению количества детей. Это связано с приезжающими молодыми семьями для кратковременного пребывания в поселке.
В поселениях отмечается отсутствие рабочих мест. Население в Варнеке преимущественно живет за счет всевозможных льгот и слабо мотивировано на активную трудовую деятельность, занимаясь лишь видами работ для собственного выживания. При этом, особым положением отличается поселок Варнек как арктическое поселение, жители которого обеспечиваются повышенными субсидиями за проживание в суровых климатических условиях, имеют существенные доплаты к заработанной плате. Так, ставка фельдшера составляет порядка 70-80 тыс рублей. В Нижней Золотице основные рабочие места связаны с электростанцией, продуктовым магазином, ставкой почтальона и фельдшера, техническими (обслуживающими) должностями.
Для жителей поселений действуют особые режимы (квоты) по вылову рыбу, добыче морских зверей (для Варнека). Это существенно ограничивает возможности для ведения традиционного хозяйства.
Существуют определенные проблемы в обеспечении населения социальными услугами. В поселениях отсутствуют дошкольные и школьные учреждения. Дети в Варнеке обучаются в школе-интернате поселка Каратайка, расположенного на «большой земле». Население преимущественно имеет начальное или среднее образование. В Варнеке имеется фельдшерский пункт и дом культуры. При серьезных заболеваниях требуется доставка пациентов в стационар в Нарьян Маре.
В Нижней Золотице также отмечается проблема с образовательными учреждениями – детей возят через реку и далее на автобусе в соседнее поселение Верхняя Золотица. Есть также почта, а также фельдшер (однако нет фельдшерского пункта).
Существуют проблемы с утилизацией твердых бытовых отходов – на территориях поселений расположены свалки, на которых свозимый мусор как правило сжигается. В Нижней Золотице довольно серьезно ощущаются последствия размещения военной части – большая площадь лессовых отложений, брошенные здания . В Варнеке местные жители отмечают также и загрязнение морской акватории нефтепродуктами, что приводит к истощению рыбных ресурсов.
Отмечается отсутствие систем отопления и централизованных водопроводов. Отопление – печное. Есть электричество. Связь стационарная и спутниковая. Телевидение – спутниковое (преимущественный оператор – Триколор ТВ).
В поселениях отсутствует какая-либо дорожная сеть. Основные средства передвижения в Варнеке – снегоходы и собачьи упряжки, в Нижней Золотице – квадроциклы, мотоциклы, моторные катера для перемещения через разделяющий поселок залив. Транспортные средства большей частью не зарегистрированы.
Транспортная удаленность обуславливает довольно высокие цены на доставляемые в поселения продукты питания, строительные материалы (стоимость отдельных стройматериалов в разы выше (3-5 раз), чем в административных центрах.
Визуальный наружный и внутренний осмотр жилья показал, что дома требуют проведения ремонтных работ. Как правило, такой ремонт осуществляется силами самих жильцов. В Нижней Золотице было отмечено большое число брошенных (оставленных) домов. Большая их часть – старой постройки (50 – 150 лет).
Для Нижней Золотицы жители отмечают такую проблему, как дефицит топлива, главным образом, бензина.