• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
The Hybrid spatialities of post-industrial Beijing: Communism, neoliberalism, and brownfield redevelopment

Wang N., Golubchikov O., Chen W. et al.

Sustainability. 2020. Vol. 12. No. 12. P. 1-19.

Глава в книге
Russia and the politics of extraverted urbanism in the 2014 Winter Olympics and the 2018 FIFA World Cup

Golubchikov O., Wolfe S. D.

In bk.: Sport, Statehood and Transition in Europe: Comparative perspectives from post-Soviet and post-socialist societies. L.: Routledge, 2020.

Препринт
Spatial Development of The Largest Russian Cities During The Post-Soviet Period: Orienting Towards Transit or Maintaining Soviet Trends

Koncheva E., Zalesskiy N.

Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2016

Грушинская летняя школа ВШЭ: управление развитием сельских территорий РФ в прошлом, настоящем и будущем

С 13 по 20 июля состоялась Первая «Грушинская летняя школа – 2015», организованная кафедрой управления развитием территорий и регионалистики департамента государственного и муниципального управления факультета социальных наук, в которой приняли участие бакалавры и магистры факультета социальных наук (управленцы, социологи, политологи) и факультета бизнеса и менеджмента ВШЭ. Летняя школа прошла в селе Грушино Верхнехавского района Воронежской области. Участники школы ознакомились с историей и современным этапом развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, сложившейся практикой муниципального управления в сельских поселениях, спецификой реализации экологической и социальной политики, политики в сфере туризма.

Главная цель летней школы – изучение системы управления развитием сельских территорий и поселений на примере российского Черноземья. Программа летней школы была составлена таким образом, чтобы ее участники смогли проследить в исторической ретроспективе особенности сельской жизни в России и узнать, как на фоне смены общественно-экономических формаций (от помещичьих хозяйств и крепостного права до современных рыночных отношений) осуществлялось управление социально-экономическим развитием села. Одной из важных составляющих программы школы стало задание по разработке проектов развития сельских территорий Воронежской области (на примере села Грушино и Верхнехавского района) по трем направлениям: «Социальное развитие», «Туризм и имидж», «Экология». Презентация и защита проектов состоятся на организуемой в сентябре студенческой конференции, на которую будут приглашены руководители департамента и факультета.

Верхнехавский район — район на севере Воронежской области, образованный в 1928 г., включающий 17 муниципальных образований. Административный центр – с. Верхняя Хава. Численность населения по состоянию на 1 января 2015 года составляет 24,5 тыс. человек. Район имеет преимущественно сельскохозяйственную специализацию (производство зерна, сахарной свёклы, подсолнечника, мяса, молока) и развитую транспортную инфраструктуру (через территорию района проходит федеральная трасса Воронеж-Тамбов, железнодорожная ветка Графская-Анна). Основным градообразующим предприятием является Верхнехавский завод по производству растительных масел. В районе также действуют промышленные предприятия металлургической отрасли, относящиеся к предприятиям малого бизнеса - ООО «ГранМикс» (производство теплоизолирующих смесей), совместное российско-германское предприятие ООО «Интокаст Рус» (производство шлакообразующих смесей европейских стандартов для сталелитейной промышленности), совместное российско-польское предприятие ООО «Ропчице-Рус» (производство патрубков для металлургической промышленности).

Программа летней школой оказалась чрезвычайно насыщенной и интересной. Преподаватели кафедры прочитали лекции, посвященные различным аспектам развития сельских поселений в России. Так, профессор кафедры Лопатников Д.Л. рассказал об особенностях помещичьего хозяйствования в дореволюционной России, доцент, заместитель заведующего кафедрой Хорева О.Б. – о формировании трудового потенциала сельских населённых пунктов и особенностях трудовых миграций, старший преподаватель кафедры, зам. директора Института региональных исследований и городского планирования Плисецкий Е.Е. – об управлении развитием туризма в сельских регионах. Помимо лекционных занятий ее участники приняли участие в дискуссии по обсуждению актуальных вопросов развития сельских территорий, которую провела преподаватель кафедры Рахманова О.В., а именно: была ли Российская империя отсталой аграрной страной и сможет ли Россия снова стать крупнейшим экспортером зерна в мире? На вопрос о сложившихся тенденциях в сфере экологии в изучаемом регионе участники школы отметили, что формирование эффективной системы управления экологическим развитием невозможно без скоординированного взаимодействия местных и региональных властей, общественности и бизнеса, без формирования системы экологического контроля и экологического образования.

В каждый из сельских дней школы были организованы познавательные экскурсии и встречи с представителями администрации муниципального района - главой Администрации Верхнехавского района Воронежской области С.А. Василенко, научного сообщества - директором ГНУ Воронежская овощная опытная станция (ФАНО) С.Н. Деревщуковым, сферы образования - директором Спасской средней общеобразовательной школы И.В. Прониным, а также с бывшим председателем колхоза «Путь к коммунизму» А.А. Вендиным. В ходе рабочих встреч участники школы ознакомились с особенностями функционирования действующей системы государственного и муниципального управления в области образования и науки, поддержки частного бизнеса в сельских поселениях. В Администрации района было проведено интервьюирование представителей местной власти об особенностях реализации социальной политики, в том числе о системе социального обслуживания жителей. На встрече глава района особо отметил главные проблемы развития муниципального района – высокий износ коммунальной инфраструктуры и водоочистных сооружений, низкую бюджетную обеспеченность, которая более или менее выравнивается региональными субсидиями, миграционный отток и депопуляцию населения.

Воронежская овощная опытная станция начала свое существование с 1920 года. Станция решает следующие задачи: создание новых и улучшение местных сортов, производство элитных семян основных овощных культур, разработка промышленных технологий возделывания и уборки овощей. Особое место на станции занимает селекция цветочно-декоративных культур.

Изучение современного этапа развития российского села ознаменовалось посещением ОАО «Верхнехавский элеватор», на котором участники летней школы познакомились с организацией и ведением технологического процесса на элеваторах, ООО «Луч», основным направлением деятельности которого является выращивание картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина, сахарной свеклы. Экскурсия на ООО «Воронежский завод растительных масел» была полезной с точки зрения понимания процесса организации и управления поставками сырья на маслоперерабатывающие предприятия. В рамках посещения ООО «ГранМикс» (предприятие по производству теплоизолирующих смесей) участники школы получили представление о возможностях организации металлургического производства на территории типичного сельскохозяйственного района, обладающего хорошим транспортным положением.

ОАО «Верхнехавский Элеватор» является агрохолдингом - крупным специализированным агропромышленным предприятием Верхнехавского района. Паспортная емкость элеватора – 170 тысяч тонн, приемка зерна автотранспортом - до 3500 тн/сутки, мощность погрузки на ж/д транспорт – до 2000 тн/сутки. В состав ОАО «Верхнехавский Элеватор» входят ООО МТС «Агросервис», ООО «Селекционно-Гибридный Центр», ООО спецхоз «Вишневский», ООО «Хава-Молоко» и др.

Знакомство со знаковыми туристическими достопримечательностями Воронежской области состоялось при посещении знаменитого Хреновского конного завода - родины орловского рысака, старейшего конного завода России, основанного 24 октября 1776 г. графом Алексеем Григорьевичем Орловым-Чесменским. В ходе экскурсии по конезаводу студенты ознакомились с особенностями управления конезаводом в царское время, роли предприятия в советский период и сложностями, которые возникли на современном этапе развития. Для участников школы экскурсию по уникальному Воронежскому государственному природному биосферному заповеднику имени В.М. Пескова провел его директор Холод Р.З., рассказавший об управлении особо охраняемыми природными территориями федерального уровня и специфике участия местных и региональных властей в территориальном развитии заповедника.

Впервые природоохранный статус территории был присвоен 3 декабря 1923 г., когда был создан «Воронежский бобровый заповедник». В 1985 г. территория заповедника была включена в список биосферных резерватов ЮНЕСКО.

Главой Администрации Верхнекамского района были отмечены следующие проблемы развития района - слабое развитие санаторно-курортного комплекса, культурно-познавательного, экологического и других видов туризма. Одним из механизмов повышения туристической привлекательности сельских территорий Воронежской области может стать разработка и продвижение бренда территории на туристическом рынке. В рамках разрабатываемого проекта по созданию туристического бренда участники летней школы предложили взять за основу следующие объекты, близко ассоциируемые с областью: чернозем, астры, растительное масло, лошади, бобры.

Знания, которые получили участники Грушинской летней школы, послужат основой для разработки проектов, направленных на обеспечение устойчивого и планомерного развития российского села. До встречи с новыми участниками Грушинской летней школы - 2016.