Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20, каб. 247
Тел.: +7 (495) 772-95-90 *113-28
Email: aklimenko@hse.ru
В учебном пособии дается описание сферы государственного управления и ее основных характеристик. Анализируется развитие теоретических взглядов на государственное управление как особую сферу деятельности. Рассматриваются функции исполнительной власти, критерии и направления их оптимизации. Раскрывается содержание концепции «управление по результатам», а также таких базовых видов управленческой деятельности, как планирование и регулирование. Настоящее учебное пособие содержит массу примеров из практики отечественного и зарубежного госуправления, раскрывает актуальные проблемы, задачи и варианты их решения. Приводится множество статистических данных, что позволяет читателю более наглядно понять проблематику госуправления. Раскрывается содержание основных законодательных актов, регламентирующих организацию и функции госуправления в России и некоторых других странах, даются ссылки на методические материалы международных организаций, описывающие лучшие практики в данной сфере. Содержание учебного пособия соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Книга адресована студентам, а также лицам, интересующимся вопросами государственного управления.
Об авторах
17 февраля 2022 года журнал «Мир России» провел круглый стол, посвященный обсуждению статьи А.А. Яковлева «Куда идет глобальный капитализм?» Поводом послужили два обстоятельства. Первое, исключительно формальное, – статья вызвала несомненный интерес читателей и вышла в лидеры по числу скачиваний. Второе обстоятельство, представляющееся более важным и имеющее непосредственное отношение к идее проведения круглого стола, восходит к дискуссионности материала, к постановке вопросов, ответы на которые столь же неоднозначны, сколь и неотложны. Круглый стол прошел за неделю до начала специальной военной операции на Украине. Однако его материалы свидетельствуют: ученые осознавали нарастающий глобальный кризис, его остроту и множественность проявлений в экономическом, социальном и политическом измерениях. Круглый стол прошел в то время, когда драматические события еще не могли создать риск превалирования эмоциональной оценки над аналитической, но накал дискуссии, четкость, а порой и жесткость формулировок при обсуждении путей развития капитализма не оставляют сомнений в том, что ученые не исключали кризисный сценарий и его глобальные последствия. Круглый стол стал частью интеллектуальной летописи нашего времени и одновременно интеллектуальной провокацией, вовлекающей новых исследователей в дискуссию о том, куда идет капитализм и случится ли конец истории.
В данной работе на основе массового онлайн опроса государственных заказчиков и поставщиков мы проанализировали особенности формирования доверия новым контрагентам в российской системе госзакупок. Несмотря на распространенное мнение о низком уровне доверия в России, проведенный анализ показал, что доверие новым контрагентам характерно для значительной доли государственных заказчиков и поставщиков. Для выявления положительных и негативных факторов, формирующих доверие новым контрагентам, были построены регрессионные модели для заказчиков и для поставщиков. Ориентация на корпоративную репутацию контрагента оказалась наиболее значимым фактором, влияющим на уровень доверия новым контрагентам. Важность корпоративной репутации для непосредственных участников закупочного процесса подтверждает актуальность вопросов разработки и внедрения инструментов учета репутации в государственных закупках. При этом негативное воздействие на доверие новым контрагентам оказывают предшествующие конфликты с контрагентами, а также проблемы при реализации контрактов, распространенные в отрасли. Для российских государственных заказчиков и поставщиков готовность доверять новым контрагентам оказалась положительно связана с более высокой оценкой эффективности закупок на микроуровне, что подтверждает значимость укрепления «культуры доверия» в российской системе госзакупок, развития институциональной среды, способствующей формированию доверительных отношений между непосредственными участниками рынка.
Since 2012, with a view to strengthen the development of strategically important regions, Russia has established several federal agencies responsible for these territories. The essay investigates one of these agencies: the Ministry for the Development of the Far East (Ministerstvo Rossiiskoi Federatsii po razvitiyu Dal’nego Vostoka). We identify two main trade-offs associated with the governance approach used in Russia—between federal power and local knowledge, and between bureaucratic expertise and novel ideas—and examine how the ministry has dealt with these trade-offs and their consequences for the ministry’s performance.
Authoritarian leaders rely on regional leaders for both political support and the fulfillment of their policy objectives. In addition, top leaders face trade-offs between following established rules for managing bureaucratic officials’ careers and exercising a free hand in choosing regional officials. This paper compares patterns of appointment of regional officials in Russia and China before and after 2012. In recent years, the leaders of both countries have centralized and personalized state power. We hypothesize that these changes have altered policies for managing the appointments of regional leaders in such a way as to increase their dependence on the central authorities and reduce their autonomy to create their own networks at the regional level. We analyze a comprehensive original set of biographical data on all top regional officials from 2003 through 2019 in China and from 2000 through 2019 in Russia. We discern clear differences between the pre- and post-2012 period for China and less marked differences for pre- and post-2012 Russia. Turnover of regional officials has become more frequent in both systems; average tenure in office has fallen; and the share of “outsiders” has risen. However, the corps of regional officials has not been rejuvenated.
Vladimir Putin’s personal popularity creates the base for sociopolitical stability of regime. However, in the long term, the aspirations of Russia’s elite for national sovereignty will come to naught without a new economic development model. Applying the “limited access orders” framework of North, Wallis, and Weingast, this essay analyzes the interactions among three key groups in the ruling elite: the top federal bureaucracy, politically connected big business (oligarchs), and heads of security forces (siloviki). It considers the evolution of rent sources in Russia during the last 25 years and the incentives of elite groups. It argues that under dominance of siloviki after 2012, the ruling coalition could not negotiate a new agreement on rent distribution, nor could it broaden access to economic opportunities and political activity for new social groups. Russia’s ruling elite missed the opportunity to avoid a deep shock that will likely destroy the existing “limited access order”.
Following the literature on variety of capitalism, this chapter discusses the general trends in the evolution of models of capitalism with special focus on developmental state as specific form of organized capitalism. Key advantages, drivers, and challenges of the current liberal phase of global capitalism are considered. Attention is paid to the contradictions between opportunistic incentives of global market players and limits of national-level organized capitalism. The necessity of new global governance mechanisms is argued. However, such mechanisms of global governance can emerge only in response to serious threats for the global order. New ideas for development shared by elites and broader social groups in major developed and developing countries is another crucial precondition for emergence of new global governance architecture to foster international cooperation in response to all challenges faced by humankind now.
Понимание взаимосвязи между мотивацией людей работать на благо общества (PSM) и неэтичным поведением исключительно важно, учитывая большое количество исследований, показывающих, что, например, уровень PSM у государственных служащих во всем мире существенно выше, чем у занятых в частном секторе. Вместе с тем, количество эмпирических исследований, изучающих эту взаимосвязь остается небольшим, в первую очередь из-за сложностей как с прямым наблюдением неэтичного поведения людей, так и с получением несмещенных ответов на вопросы о нем в опросах. В этой статье мы проводим серию экспериментальных игр, которые позволяют нам оценить степень склонности людей к альтруистическому, нечестному и коррупционному поведению, и изучаем взаимосвязь этих типов поведения с мотивацией людей работать на благо общества. Используя данные 1,870 студентов трех университетов России и Украины, мы обнаруживаем сильные отрицательную корреляцию между PSM и склонностью к коррупции и положительную корреляцию между PSM и альтруизмом, в то время как связь между PSM и склонностью к нечестному поведению в целом менее однозначная. Эти результаты говорят о том, что коррупция и нечестное поведение—фундаментально различные, хотя и связанные явления, особенно в контексте их взаимосвязи с PSM. Кроме того, наши результаты свидетельствуют о том, что взаимосвязь между PSM и этичностью поведения людей на постсоветском пространстве схожа с такой взаимосвязью в западных странах.
На вопросы шеф-редактора журнала«Закон» Владимира Румака отвечает доцент Департамента политики и управления Факультета социальных наук НИУ «Высшая школа экономики» Даниил Борисович ЦЫГАНКОВ
В представленной книге рассматривается история становления и развития государственной политики регулирования делового климата в Российской Федерации с 1990-х годов и до наших дней, а также роль, которую играло в данном процессе крупнейшее деловое объединение страны — Россий- ский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).
Рассматривается поэтапная эволюция регулятора и развитие механиз- мов взаимодействия бизнеса и власти по трем наиболее значимым и до- полняющим друг друга направлениям: правила разработки регулирующих нормативно-правовых актов, разрешительная деятельность государства и контрольно-надзорная деятельность.
Книга будет полезна всем интересующимся историей и оценкой текущего состояния реформ системы государственного регулирования в России.
В статье на основе углубленных интервью с представителями российской отрасли информационных технологий (ИТ) исследуются ключевые аспекты влияния текущего кризиса, вызванного пандемией COVID-19, на бизнес, анализируется воздействие реализованных мер государственной политики, рассматриваются перспективы развития отрасли. Показано, что кризис не привел к возникновению принципиально новых проблем для сектора ИТ, однако обострил ряд ранее существовавших противоречий. В силу своей ключевой роли в цифровой трансформации сектор ИТ будет в значительной мере определять скорость выхода из кризиса и темпы экономического развития стран. В этом контексте отечественный ИТ-сектор в любом случае имеет благоприятные перспективы, однако масштаб экономических и социальных эффектов от его развития принципиально зависит от качества реализуемой государством политики.
Девятая глава, заключительная, ориентирована на поиск общих и специфических черт состояния обследованных отраслей и выявление ключевых проблем российского бизнеса. При этом влияние кризиса рассматривается как на отраслевом уровне, с позиций оценки роли сектора для экономики и общества, так и на уровне фирмы, с учетом реакции предприятий. Обобщение перспектив и трудностей развития избранных отраслей российской экономики, а также краткие итоги проведенного исследования завершают анализ.
Традиционная роль муниципальных властей и их взаимодействие с гражданским обществом существенно меняются в последние годы. Происходит смещение акцента с urbanmanagement на urbangovernance: городское управление все больше ориентируется на синергию различных институтов в решении задач развития. В данной обзорной статье рассматриваются основные концепции и современные исследования в области городского соуправления (urban governance). Особое внимание обращается на кластеризацию исследований, а также на основные идеи (управление устойчивым городом, партнерские отношения городских стейкхолдеров) и практику внедрения моделей городского соуправления в странах мира.
Последнее десятилетие ознаменовалось внесением кардинальных изменений в российскую систему государственных закупок. Основными направлениями ее реформирования стали преодоление коррупционных проявлений в ходе закупочных процедур, обеспечение их максимальной прозрачности и конкуренции среди участников торгов. И во многом эти реформы были реализованы. По оценкам исследования Всемирного банка, охватившего 180 стран, по показателю «размещение информации о закупках» Россия получила 100 баллов из 100 возможных. Это, в том числе подтверждается результатами опроса ВЦИОМ, согласно которым проблема непрозрачности государственных закупок находится в конце рейтинга факторов, сдерживающих функционирование бизнеса. Для борьбы с коррупцией и обеспечения прозрачности процесса закупки применяется жесткая регламентация всех процедур, включая правила и порядок их проведения, требования к участникам и т. п. Но при этом непосредственно результат закупки, обеспечивающий удовлетворение государственных и муниципальных нужд, остается вне фокуса внимания регулятора. Между тем эксперты в сфере госзакупок все чаще говорят о необходимости сместить акценты с жесткой регламентации закупочного процесса на повышение эффективности закупок.
В докладе рассматривается феномен цифровых государственных платформ (ГЦП) как новый институциональный подход к решению задачи отраслевого регулирования в государственном управлении. Вводится определение ГЦП через ее свойства и характеристики, а также в сравнении с коммерческими цифровыми платформами. Авторы выявили несколько сценариев развития ГЦП в зависимости от форм сотрудничества государства и бизнеса, связав развитие ГЦП с формирующимися вокруг них экосистемами. На основе существующих российских практик показано, как может пойти развитие ГЦП только силами государства, путем сотрудничества государства и бизнеса, а также создания государством специальных условий для развития коммерческих платформ в не охваченных данной технологией отраслях.