Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20, каб. 247
Тел.: +7 (495) 772-95-90 *113-28
Email: aklimenko@hse.ru
Последнее десятилетие ознаменовалось внесением кардинальных изменений в российскую систему государственных закупок. Основными направлениями ее реформирования стали преодоление коррупционных проявлений в ходе закупочных процедур, обеспечение их максимальной прозрачности и конкуренции среди участников торгов. И во многом эти реформы были реализованы. По оценкам исследования Всемирного банка, охватившего 180 стран, по показателю «размещение информации о закупках» Россия получила 100 баллов из 100 возможных. Это, в том числе подтверждается результатами опроса ВЦИОМ, согласно которым проблема непрозрачности государственных закупок находится в конце рейтинга факторов, сдерживающих функционирование бизнеса. Для борьбы с коррупцией и обеспечения прозрачности процесса закупки применяется жесткая регламентация всех процедур, включая правила и порядок их проведения, требования к участникам и т. п. Но при этом непосредственно результат закупки, обеспечивающий удовлетворение государственных и муниципальных нужд, остается вне фокуса внимания регулятора. Между тем эксперты в сфере госзакупок все чаще говорят о необходимости сместить акценты с жесткой регламентации закупочного процесса на повышение эффективности закупок.
В данной работе на основе двух опросов предприятий обрабатывающей промышленности 2014 года и 2018 года мы проанализировали характеристики предприятий, получавших государственные заказы, а также динамику изменений в доступе к госзаказам после ужесточения внешних условий для российской экономики на фоне международных санкций и кризиса 2014-2015 гг. Проведенный анализ показал, что в 2016-2017 гг. в обрабатывающей промышленности госзаказы имели практически половина (45%) крупных и треть средних фирм. Однако среди малых фирм, принявших участие в опросе, только 22% получали госзаказы, несмотря на декларированную политику поддержки малого предпринимательства. В отличие от 2013 года, в посткризисный период не было выявлено существенных различий в доступе к госзаказу для предприятий с государственным участием и без него. Наряду с этим государство стало предъявлять больше требований к раскрытию предприятиями информации о структуре собственности. Членство в бизнес-ассоциациях давало преимущества в доступе к госзаказам для средних и крупных предприятий, но этот эффект отсутствовал для малых фирм. В целом на фоне международных санкций и кризиса 2014-2015 гг. для всех типов предприятий в посткризисный период сохранилась схема взаимодополнения прямых и косвенных инструментов государственной поддержки, а для малых предприятий более выраженными стали проявления «модели обменов» между властью и бизнесом, то есть чаще получали госзаказы малые предприятия, которые оказывали помощь региональным и местным властям в социальном развитии региона.
В статье рассмотрен один из инструментов дерегулирования — «регуляторная гильотина». Российский вариант «гильотины» проанализирован в контексте международного опыта и ограниченных институциональных возможностей реформ в современной Российской Федерации. Показано, что изначально амбивалентный институциональный дизайн реформы ставит российское руководство в начале 2021 г. перед выбором: завершить ее, так и не достигнув экономически значимых результатов, или же продлить сроки ее реализации (до 2024–2025 гг.). Предложено рассмотреть шаги по стимулированию регуляторов и адресатов регулирования к применению доказательных методов в нормотворчестве и системному обучению действующих и будущих чиновников.
Правовые итоги 2020 года.
Аналитический доклад подготовлен в феврале 2021 г. к годовщине объявления Всемирной организацией здравоохранения пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. В нем рассматривается влияние пандемии на социальную сферу, экономику и систему государственного управления в Российской Федерации. Представлены результаты двух масштабных социологических исследований, отражающих динамику отношения населения к пандемии и изменения социального самочувствия, оценку последствий пандемии для отрасли образования, некоммерческого сектора и волонтерства. Оцениваются экономические последствия коронакризиса с точки зрения макроэкономики, изменения структуры отраслей промышленности, развития отрасли цифровых технологий и объемов мировой торговли. Доклад включает анализ действий федеральных и региональных органов власти в период пандемии, а также перспектив трансформации системы государственного управления в России на базе наработанных в процессе противодействия пандемии управленческих практик. Работа предназначена для широкого круга читателей, в том числе исследователей и научных сотрудников, преподавателей и студентов.
This article investigates the role of boards in founder-managed firms with concentrated ownership in emerging markets. The literature frequently suggests that in this type of companies, boards have little influence on the corporate decision making. The article conducts a case study of AFK Sistema—a large Russian founder-managed firm with concentrated ownership. We observe that, contrary to the expectations, in this company, the founder provided real authority to the board, at the same time focusing on recruiting independent (mainly foreign) members. Based on this case, we argue that selectively empowering boards in this type of ownership setting could be beneficial for the firm: Selective empowerment is a source of intrinsic motivationfor the independent board members, making them proactively search for new projects and assist in their implementation on behalf of the firm. As a result, the company can overcome a number of important barriers in its development.
Since 2008, tighter budget constraints have forced the Russian federal government to adjust the system governing its relations with the regions. This paper argues that more advanced Russian regions have the potential to develop a constructive response to the recent deterioration in their operational environment. This argument is based on an analysis of the experiences of coping with the external shocks that have occurred over the last 25 years in the Republic of Tatarstan. The paper identifies key factors that have helped the republic successfully tackle previous shocks, such as elite cohesion and internal consensus regarding republican developmental priorities.
In this paper, we build a theory that presents the process of succession at the subnational level as bargaining between the region and the center. The region should first be able to produce qualifying candidates for successor status, which requires incumbent control. If potential successors emerge and one is designated as such by the incumbent, the central authorities still need to accept such a candidate as the new leader. The center’s strength (depending on the level of centralization) and the region’s strength (depending on regional elite cohesion) shape this negotiation. Using biographical data on subnational political elites in Tatarstan and Bashkortostan in the 1990s and 2000s, we construct elite social networks and demonstrate how and why we observe leader succession in Tatarstan in 2010, but not in Bashkortostan.
Статья посвящена изучению результатов административной реформы с позиции теории организации. Поводом для исследования послужила пятнадцатилетняя годовщина начала масштабной административной реформы в Российской Федерации. Основная цель исследования – подведение итогов преобразований в системе органов исполнительной власти за истекший период, оценка процессной составляющей реформы и ответ на вопросы, каких результатов удалось достичь и почему некоторые из них остались лишь декларацией. В статье проведено сравнение целей реформы в разные временные периоды, сопоставлены запланированные и достигнутые результаты, описаны взаимосвязи непосредственных результатов реформы с ожидаемыми конечными эффектами, оценено количество производимых модернизаций системы исполнительной власти на разных этапах. На основе проведенного анализа сделан ряд выводов об особенностях целеполагания в рамках планирования и осуществления реформы, о недостаточной транзитивности показателей реформы, высокой частоте организационных изменений, а также нестабильности ключевых приоритетов реформирования.
Цель данной статьи – знакомство читателя с исследованиями в области «мотивации к государственной службе» (public service motivation, далее – PSM), их историей и современными направлениями. Исследований, посвященных PSM, множество. Но российскому читателю эта тематическая область знакома недостаточно: так, только в последние годы появились переводы на русский язык основного исследовательского инструмента – шкалы PSM. В мировой науке о государственном управлении исследования PSM давно стали общепризнанными и обзавелись собственными классиками. В данном обзоре мы знакомим читателя с этой литературой, а также с теми направлениями, в которых развиваются исследования PSM. Мы включаем в наш обзор и немногочисленные существующие на сегодняшний день российские публикации и воспроизводим перевод шкалы PSM.